Фриланс – как заработать и почему вам не дают заказы?

Спич сей предназначен для начинающих и продвинутых текстовиков в свободном плавании и основан на более чем десятилетнем опыте фриланса и неоднократных попытках устроить на работу друзей.

Как происходит поиск заказов в сети, полагаю, вы себе представляете. Публикуете резюме с примерами или ссылками работ у себя на страницах в соцсети, на сайтах с вакансиями, на текстовых биржах и в группах, мониторите биржи и группы и откликаетесь на предложения работодателей. При активном поиске работы, мониторить группы и биржи следует дважды-трижды в день, а освежать публикации с предложением – пару-тройку раз в месяц. «Вкусные» вакансии обычно улетают в течение пары часов, тут очень важно успеть первым. А потенциальные работодатели, их друзья и знакомые должны получить инфу «Вася ищет заказы», но не устать от неё.

Кто ваши потенциальные заказчики? Это работодатели, которые не хотят\не могут платить оклад постоянному сотруднику. Или те, кого постоянный\временный сотрудник только что подвел, а сроки горят. Или люди, заинтересованные в индивидуальном подходе и\или разовом заказе. Или субподрядчики, собирающие команду для издания, издательства или проекта. Или любители поискать на грош пятачков и получить отличный текст за смешные деньги. Или самоутверждающиеся мини-Наполеоны из маленьких, но гордых контор. Или сумасшедшие с фантастическими идеями, ищущие единомышленников. Или (увы, так тоже бывает) жулики, алкающие наивного лоха, который бесплатно сделает им работу.

В процессе поиска фриланса вы будете отвечать на вакансии и получать предложения от всех них. Как сориентироваться, поймать выгодного заказчика и не связываться с теми, с кем связываться не стоит?

Для начала вам нужно откалибровать себя. Понять, какие секторы текстового рынка вам доступны, какими навыками вы владеете, какие готовы быстро набрать, с чем не можете и не хотите связываться и сколько стоят услуги вашего уровня в среднем по отрасли. Текстовый рынок необыкновенно широк – СММ, продающие тексты, записи в блогах, статьи для сайтов, порталов, бумажных изданий, корпоративной прессы, отзывы, описания товаров и услуг, рецензии, инструкции, игры, рерайтинг и это отнюдь не все. Ознакомьтесь, поглядите, сориентируйтесь, куда себя применить. Хороший русский язык, грамотность и умение связно выражать свои мысли вам бесспорно помогут, но для нормального заработка вам нужны и другие навыки. Самый важный – понимание слова «формат» и готовность выдавать на-гора текст нужного стиля и объема с нужной скоростью. Большой плюс – специфические навыки, пишущие юристы, врачи, ветеринары и прочая всегда в цене. Существенный плюс – реальное умение быстро учиться, собирать и анализировать информацию. Неплохой плюс – базовая терминология, понимание, что такое авторский лист, тысяча знаков, лид, подверстка, ключи, джинса и т.д. Очень важный плюс – пунктуальность и оперативность.

Вашему потенциальному работодателю скорее всего глубоко плевать на ваш диплом, литературный талант, вкус, статус, амбиции и самооценку. Ему нужно найти человека, который быстро и правильно сделает то, что ему нужно. Поэтому он будет смотреть на ваше письмо – грамотно ли оно написано, нет ли нестыковок и ляпов, не растекаетесь ли вы мысию по древу. Он будет смотреть на ваши тексты и примеры работ. Он оценит ваш опыт и послужной список. Он прочтет отзывы на бирже, возможно погуглит ваше ФИО и заглянет в соцсеть. И, наконец, он может предложить вам тестовое задание – один не слишком крупный материал или часть текста.

Ваш работодатель скорее всего спешит. И при прочих равных он выберет человека, экономящего его время. Того, кто быстрее всех откликнулся, быстрее всех ответил, имеет нужные навыки, понимает формат задания, не задает кучу вопросов, не прикрепляет к письму два десятка текстов или резюме на пять страниц. Краткость – сестра хороших заказов. Сберегите работодателю время – и он заплатит за ваше понимание. Пишете сразу, отвечайте вовремя, торопитесь, иначе заказ ухватит кто-то другой.

Формат – чуть подробнее. Комплекс требований к объему, стилю, языку, словоупотреблению, структуре и тыды и тыпы. Требования могут быть самые парадоксальные и временами невероятно идиотские на первый взгляд, но у большинства требований есть реальные основания, понятные лишь посвященным. Подписывать текст только по-русски или только по-английски, с фамилией, названием и датой или без них. Выжимать всю «воду» сиречь описания и рассуждения или наоборот насытить текст живописными сравнениями. Быть предельно кратким или предельно подробным, наукообразным или разговорным, давать оценку или ни в коем случае не давать. Делать текст эмоциональным в ущерб фактам или предельно точным в ущерб эмоциям. Не употреблять «не» и любые отрицательные конструкции, использовать слэнг и молодежный язык, не писать предложения длиннее чем в десять слов… У спортивной и медицинской журналистики, глянца и продающих текстов, блоггинга и тревеллинга свои стандарты, язык и структура подачи. Хороший исполнитель не вдается в подробности, не спорит и не обсуждает идиотизм – он делает «от сих до сих» и соблюдает все требования заказчика. Если вы не знаете конкретный формат – посмотрите, что пишут коллеги и\или посоветуйтесь с ними.

Как определить, справитесь ли вы с заказом? Внимательно прочесть требования и сравнить их с тем, что вы знаете и умеете. Какие-то навыки вроде высокого английского или профильного в\о по факту могут оказаться несущественными. Но если вы никогда не писали о программировании на С++, новых трендах фешена или брачных обычаях корюшки – вряд ли вы научитесь за пару часов. Зря отнимать время у себя и работодателя, заставлять его читать тексты, не относящиеся к делу, проситься «попробовать» невыгодно и вам и ему. Работодатель не станет ставить вам пятерку или двойку, ему нужно решить свою задачу, а не воспитывать незнакомого человека. На каждый стоящий заказ претендуют десятки, если не сотни фрилансеров. Берут не самого талантливого, умного или красивого, а самого подходящего и ничего личного.

Как быть, если нужных навыков или текстов на нужную тему нет? Вариантов два – не браться за незнакомую работу или приобрести навыки и заранее написать тексты по темам в интересующих вас областях. Да, сразу это денег не принесет. Но чем больше вы будете вкладываться в себя прямосейчас, тем выше ваша стоимость окажется спустя несколько месяцев или лет. А освоить азы копирайтинга, СMM или блоггинга можно за считанные недели. Берете интересующий вас журнал или сайт, смотрите, что пишут у них, ищете видеоуроки или курсы онлайн – и пишете свой аналогичный материал. Можно выложить готовый текст в блоге или на своей странице – пусть делает вам рекламу.

Что должно быть в письме заказчику?


1. Приветствие, одна фраза. Если вы знаете ФИО работодателя, напишите ИО и «вы», но если заказчик обращается на «ты», можете переходить на «ты» без вопросов, в молодых коллективах так порой принято.
2. Информация, откуда взята вакансия\предложение. Если вас кто-то рекомендует – укажите это.
3. Информация о себе (если в запросе заказчика это есть или требуется специфика вроде мамы или собаковладельца). ФИО, возраст, семейное положение, образование, город и страна проживания. Что-то ещё – только в вакансиях, где просят рассказ о себе в свободной форме.
4. Данные о ваших навыках, четко и коротко – в отрасли столько-то лет, владею тем-то, публиковался там-то, работал с теми-то. Если послужной список длинный – отметьте только самых важных и\или подходящих под запрос. Сюда же – по необходимости ссылку на полное резюме и 2-3 ссылки на ваши публикации.
5. По необходимости – 2-3 образца ваших текстов, в формате док, докикс, ртф или пдф. Файлы подписывают фамилия_названиетекста, заковыристых шрифтов не употребляют.
6. Способы связи – номер телефона, вотсапп, вайбер, скайп, адрес электронной почты.

Если на ваше письмо не ответили в течение 48 часов – скорей всего вы не подошли. Если вы заинтересовали – с вами свяжутся. Отвечать заказчику лучше в течение нескольких часов, не затягивая – иначе заказ могут увести более расторопные фрилансеры. Писать на открытую вакансию имеет смысл в течение 24-48 часов со дня публикации. Если одна и та же вакансия появляется 3 и более раз в течение нескольких месяцев – с ней что-то не так, или текучка, или потогонка или не платят или крайне специфические требования. Если вы произвели хорошее впечатление послужным списком, грамотным письмом и оперативностью, возможно с вами свяжутся спустя какое-то время, даже если конкретный заказ не дадут.

Что обсудить с заказчиком? О конкретике говорят, если вы потенциально подходите как исполнитель. До этого – экономьте время :) Обговорите:

1. Требования к работе, формат, объем, уникальность и прочую специфику.
2. Сроки сдачи.
3. Дополнительные требования (иллюстрации, выкладку на сайт и т.д.)
4. Сроки и способ выплаты гонорара.

Если вы чего-то не понимаете или не знаете – сперва спросите Яндекс с Гуглом, если сомнения остаются – обращайтесь к работодателю за ответами. К слову, неплохо пробить по Гуглу и самого работодателя и его контору – кто такие, чем дышат, не висят ли в черных списках у фрилансеров. В переписке старайтесь быть предельно кратким – работодателю нет дела до вашего декретного отпуска, беременности, сложных жизненных обстоятельств, проблем со здоровьем, временем и т.д.

Тестовое задание предлагают довольно многие заказчики, особенно те, кто ищет авторов на большие объемы и постоянное внештатное сотрудничество. Тестовое задание в большинстве случаев не оплачивается, или оплачивается если идет в печать. Написать один тестовый материал объемом до 1-2 страниц А4 (до 4000 знаков) – нормальное предложение, его достаточно, чтобы оценить ваш формат, навыки, знания, оперативность и т.д. Если с вас хотят больший объем, предлагают написать блок текстов «на пробу», по сниженной ставке и т.д. – с вероятностью вы зря тратите время и ничего не заработаете, а вот ваш горе-заказчик существенно сэкономит на вас. Делать или не делать тестовое задание – решать вам, тест предлагают отнюдь не все, можно найти работодателя и посговорчивее.

Сроки. У заказчиков с регулярностью горят трубы. Конкретный текст необходим для конкретного выпуска к конкретной дате и промедление смерти подобно. Непунктуальный фрилансер делает неприятности не только своему заказчику, но и его коллегам, руководству и изданию в целом. Но при этом непунктуальность фрилансеров, увы, неизбежное зло, плата за дешевизну, и любой редактор с ним сталкивался. Если вы «заваливаете» заказ, в этом нет ничего удивительного или уникального. Главное – не пропадать, не морозиться, отвечать на звонки и письма, и как можно раньше рассказать работодателю, что вы с работой не справляетесь или вам нужно больше времени. Помните – мир тесен, прослойка узка, а о фрилансере, который пропадает со связи, не сдав заказ, или морочит работодателям голову, достаточно быстро узнает вся целевая аудитория.

Прием заказа
– больная тема. То, что вы написали текст, не значит, что у вас его примут. Могут понадобиться правки, особенно поначалу, иногда просят сократить или увеличить объем, перепроверить источники, подобрать тематические фото и т.д. Некоторые редакторы поступают довольно некрасиво, взяв на один заказ несколько авторов, а потом выбирая самый понравившийся текст. Вы можете не поймать формат, не сойтись во взглядах с редактором, вызвать нервную икоту у вышестоящего начальства и прочая. Если текст не принимают, за него как правило не платят и его не публикуют. Если вас развернули, а потом текст с незначительными (до 10%) правками пустили в печать, это повод подавать в суд или сообщить по черным спискам рунета: такой-то – жулик. Если вам не заплатили, вы вправе распоряжаться своей работой по своему усмотрению. Если вас просят поправить текст 1 раз – это нормально. Если 2 – терпимо на время притирки. Если 3 и более – возможно редактор, получает удовольствие, тираня подчиненных, или сам не знает, чего хочет. Когда вам сообщают, что текст принят, вы можете поинтересоваться датой выхода и перспективой дальнейшего сотрудничества.

Почему текст могут не принять? Редактор (как вы помните, времени у него мало) обычно не вступает в переписку и не объясняет, чем вы ему не подошли. В чем может быть причина?

1. Безграмотный текст. Грамматические и прочие ошибки, неверное словоупотребление, ошибки в терминологии, текст не приведен к единообразию по шрифту, пробелам, интервалам и прочая. Если вы не уверены в своей 100% грамотности, пользуйтесь спеллчекерами или на первых порах консультируйтесь с коллегой.
2. Грубый рерайтинг. Вы взяли кусочки текста из разных источников и сшили их белыми нитками, не переработав в должной мере. Это всегда заметно – старайтесь компилировать, а не копипастить.
3. Неуникальность. Большинство текстов для интернета проходят проверку на уникальность, требуют от 80 до 100%. Неуникальность – в том числе проблема терминологии, которую не исключишь и не заменишь, ключевых слов и т.д. Проверяют её на специальных сайтах. Потренируйтесь заменять и переставлять слова до достижения нужного эффекта.
4. Фактические ошибки. В именах, датах, названиях, формулах, принципах работы и т.д. Если вы не досконально разбираетесь в теме – обязательно проверяйте все, что пишете, хотя бы по двум разным источникам. В специфических темах постарайтесь отыскать «бумажный» или англоязычный оригинал.
5. «Вода» в тексте. Это, который, какой-то, таковой и прочие ничего не значащие слова-паразиты, натужный юмор, лишние прилагательные, факты и обстоятельства, не имеющие отношения к теме статьи. Ваше личное мнение и эмоциональный посыл (неуместны везде, кроме авторских блогов, колонок, статей и критики).
6. Штампы и канцелярит. Помеха отнюдь не всегда, в технических текстах, описаниях товаров и т.д. даже необходимо, бо иначе не скажешь. А вот в рекламе, маркетинге и дорогой журналистике – неприемлемо.
7. Излишняя оригинальность. Авторский стиль и язык это прекрасно, но в копирайтинге, рекламе, СММ, корпоративной журналистике и т.д. он неуместен. Тут важна безликость и простота.
8. Непопадание в формат. Вы можете формально верно выполнить заказ, но при этом промахнуться мимо формата издания – по заголовкам, языку, стилистике, подаче материала, излишней или недостаточной живописности и\или оригинальности. Нередко редактор «обрабатывает напильником» сданный текст, сглаживая шероховатости и подгоняя под конкретное издание, но работать чересчур много ему тоже не хочется.
9. Заказчик криво ставит задачу. И сам не знает, чего именно он хочет, будет перебирать варианты до тех пор, пока не надоест или не зацепится взглядом за нечто непредсказуемое.
10. За время выполнения заказа изменилась политика издания. Урезали гонорар, нашли своего человека, убрали тему из плана и прочая. А фрилансеру сообщить не удосужились. Так тоже бывает.

Один-два непринятых текста ничего не значат – статьи порой разворачивают даже у маститых журналистов, увы, специфика профессии. Но если процент отказов превышает 5-10% - непременно проконсультируйтесь с профессионалами в отрасли, чтобы понять, что именно вы делаете не так.

Гонорар и прочие выплаты
– вопрос тонкий. Цена за заказ из открытого доступа начинается от нескольких рублей за 1000 знаков и достигает 20-30 евро за 1000 знаков с пробелами или без. Иногда цену назначают за готовый текст или пост в блоге. От 0,5$ до 2$ за 1000 знаков стоит рерайтинг и черновая текстовая работа – переписывание и перекомпоновка чужих текстов, отзывы и комментарии в соцсетях, описание товаров и т.д. От 2 до 5-6$ за 1000 знаков или единицу продукции стоит черновой копирайтинг (переработка текста из нескольких источников, несложные тексты для сайтов), редактура, иллюстрированные записи в блогах и соцсетях. От 6$ за 1000з – авторские тексты и статьи. От 10$ - специфические, требующие специальных знаний (реклама, лендинг-пейдж, медицинские, юридические, искусствоведческие, интервью с медиа-персоной, репортаж с выездом и т.д.).

Маленькие узкоспецифические тексты стоят немного дороже за 1000з, чем большие. Срочность и дополнительные усилия (выезд на местность, фоторепортаж и т.д.) повышают ставку. Новичкам в профессии важно набирать портфолио, поэтому стоит соглашаться на любые заказы, от которых вас не тошнит. Когда заказов станет достаточно – пора поднимать цену.

Обсуждать стоимость работы, способ и сроки выплаты лучше заранее – когда вам ответили, что вы подходите и\или успешно выполнили тестовое задание. Нормальных практик здесь 4.

1. Предоплата. Встречается редко, но тем не менее некоторые заказчики вносят аванс или полную сумму заранее. Приятно, но обязывает, бо возвращать деньги вряд ли захочется. Если вы не уверены 100% что справитесь, лучше предоплату не брать.
2. Оплата по факту сдачи. Практикуется индивидуальными заказчиками, когда человек платит из своего кармана или своего бюджета. Написал – получил.
3. Оплата в течение месяца – календарного или рабочего. Практикуется в изданиях и конторах, вас вносят в ведомость и выплачивают гонорар тогда же, когда платят остальным сотрудникам.
4. Оплата по факту публикации. Вам платят тогда, когда текст выйдет в печать – через 2-3 месяца или даже полгода. Такова практика в некоторых «бумажных» изданиях.

Требовать 100% предоплату можно… но вероятность потерять заказ приближается к 100% - для многих заказчиков это технически невозможно, они просто пойдут искать более сговорчивого фрилансера. Исключение – частник, человек, заказывающий текст, редактуру и т.д. для своих нужд. Если он вам не заплатит, вы с ним ничего сделать не сможете, поэтому хотя бы 50% от стоимости заказа лучше взять заранее.

Частенько фрилансерам платят «черным налом», но иногда с вами заключают договор на подряд или услугу, вы подписываете передачу прав на текст. Договор – ваша страховка, если вам выслали бумаги, значит точно оплатят все.

Задержка выплат фрилансерам, увы, явление нередкое, лучше сразу закладывать 1-2 недели в плюс к обещанному. Задержка в месяц и более говорит о том, что у издания или редактора существенные проблемы. Не выплачивают гонорар за принятый и опубликованный текст очень редко – я за 12 лет сталкивалась с проблемой 5-6 раз, не больше. Но это тоже возможно – издательство банкротится, меняются редакторы и концов уже не отыщешь. Бывают, к сожалению, конторы, которые нанимают людей, обещают золотые горы, а через месяц выгоняют без оплаты и нанимают новых. Чем крупнее и известнее ваш заказчик, тем выше вероятность того, что он заплатит. Но в любом случае имеет смысл пробить по интернету контору и конкретного редактора, поискать отзывы и проверить черные списки на тематических сайтах. И если есть хоть небольшие сомнения, не стоит продолжать сотрудничество, пока вам не оплатили уже сделанную работу. Иначе можно попасть в заколдованный круг – вам должны крупную сумму, но кормят завтраками, а вы продолжаете писать, чтобы не утратить сотрудничество и не расстаться с уже заработанным.

Если вам не платят под явно выдуманными предлогами, затягивают и раз за разом переносят сроки, для начала обратитесь к вышестоящему руководству. Возможно главред или директор понятия не имеют, что их сотрудник отдает заказы на сторону и не желает за них платить. Если обращение не помогло – пообещайте публичный скандал и черный список. Некоторые на этом этапе все-таки платят, некоторым безразлично. Тогда остается лишь выразить публичное фи и рассказать в тематических сообществах, что такой-то Вася нехороший человек и контора его – вторичный продукт. Подавать в суд ради пары тысяч рублей – смысла нет. Впрочем, при глобальном нарушении авторских прав можно проконсультироваться с адвокатом и послушать его мнение.

Как определить проблемного заказчика? Помимо добросовестных работодателей, которым нужны тексты конкретного объема, формата и бюджета, в интернете существует множество любителей церебрального секса, сумасшедших и скупердяев. Вычислить их довольно просто. Посмотрите на требования к вакансии. Если для написания грошового текста нужны два в\о, высокий английский, пять лет опыта и рекомендации от лучших специалистов, это дохлый номер. Если предлагают поработать ради опыта и резюме, бесплатно или за ставку ниже минимума, но обещают возвышенные перспективы, это дохлый номер. Если ищут автора, который одинаково хорошо умеет писать о недвижимости, путешествиях, соцзащите, красоте и авиамоделировании, а при этом ещё и фотографирует, верстает, выкладывает и на машинке вышивать умеет – пусть ищут дальше.

Вернейший признак проблемных заказчиков – они не дорожат временем, своим и вашим. Пускаются в пространные рассуждения, ведут долгие телефонные переговоры, рассказывают о себе и своих гениальных замыслах, пока у вас не заболят уши. Дальше – они обещают невероятно много, назначают запредельно высокие ставки, или, наоборот, объясняют, что сейчас заплатить не в состоянии, но потом… У них на ровном месте меняются требования и запросы, вы из идеального кандидата обращаетесь в придурка и неумеху, к вам придираются и отчитывают за каждый чих. Текст просят переделать по второму, третьему, десятому разу, предъявляют претензии к специфике, заранее не оговоренной и всячески мутят воду. Тут работает ровно один принцип – как только временные и психологические затраты превышают потенциальную прибыль от заказа, отказывайтесь от него тотчас. Ваше время тоже стоит денег.

Как определить жулика? Самые распространенные мошенники в сфере фриланса – люди, которые хотят, чтобы ВЫ им платили за вашу работу. За публикацию, редактуру, высылку материалов, почтовые расходы, размещение резюме, посредничество и прочая. Ни один реальный заказчик так не поступает. Как только у вас просят «оплатите…» можно смело банить оппонента. Другая категория жуликов – любители кинуть фрилансера на оплату. О них я уже писала – дают заказ, принимают текст и под самыми фантастическими поводами оттягивают выплаты. К счастью таких немного, и обычно причина задержки не в злом умысле, а в банальном раздолбайстве или не зависящих ни от вас ни от редактора обстоятельствах. Если вы боитесь, что ваш текст или замысел украдут – скорее всего вы боитесь зря. Воровать невыгодно, это портит репутацию. К тому же, если вы настолько талантливы, что ваши тексты стоит воровать, скорее всего у вас отбоя от заказчиков нет и мелкие потери компенсируются большими доходами. У меня за 12 лет воровали замыслы и «творчески перерабатывали» якобы непринятые тексты раза два или три. Единственное, что можно сделать – не отдавать без оплаты большие объемы работ и не есть «завтраки».

Как набирать заказчиков? Быть активным. Интернет – большое мутное море и сотням тысяч людей в нем нужны услуги текстопроизводителей. Поймайте свою волну, найдите тот способ производства текста, который доставляет вам больше всего удовольствия и денег. И двигайтесь в выбранном направлении, набирайте знания и опыт, пройдите бесплатные курсы, познакомьтесь с тенденциями, подружитесь с коллегами и потенциальными работодателями. Отвечайте на все подходящие вакансии, публикуйтесь, где можно, дискутируйте в тематических конфах и на форумах, ведите блог и активную социальную жизнь в онлайне, обращайте на себя внимание. Если волна слабеет – перемещайтесь, ищите новую нишу. И помните – работа для текстовиков есть всегда. Удачи!



Если материал принес вам пользу и удовольствие, поблагодарить автора можно сюда:

5336690067544652 Сбербанк
4100167022198 ЯД

Также беру заказы, даю уроки и консультации.


promo nikab january 25, 2019 07:55 95
Buy for 200 tokens
Что я умею делать: Литература. Фантастика и сказки, 3 книги "Остров Рай" "Сказки с крыш" и "Скрипичный ключ", более 80 публикаций в журналах и сборниках, в т.ч. в России, США, Германии, Англии, Франции, Израиле, Болгарии, Польше, на Украине, в Казахстане, в Латвии и в…