Ника Батхен (nikab) wrote,
Ника Батхен
nikab

Categories:

Одна из моих старых статей

Ещё времён работы в незабвенной и прекрасной "Провинции".

Счастье Парижа

Реклама – двигатель торговли, как совершенно справедливо заметил Остап Бендер. Не имея возможности отнести себя к древнейшим (пока у людей не появились деньги, не было и нужды увеличивать прибыль) эта профессия, тем не менее, имеет долгую и почётную историю.

Я, Рино, с острова Крит

По воле богов толкую сновидения – именно так выглядело первое в мире рекламное объявление, высеченное на камне в городе Мемфисе более трёх тысяч лет назад. Грамотных людей в то время было гораздо меньше, чем денежных, поэтому впечатление надлежало производить на зрение и слух, не надеясь на силу вырубленного топором слова. Лучшими пиар-менеджерами оказались жрецы – красочные шествия со статуями богов, фокусы со светом и сложными акустическими системами, ослепительное золото и блестящие самоцветы, украшающие храмы притягивали паству, и убеждали вложить день… внести пожертвование в преуспевающее предприятие. Христианская церковь оставалась в апостольской бедности меньше двух веков – уже к 250м годам алтари украсили драгоценными покровами, а священников одели в пышные ризы – надо было держать конкуренцию.

В древнем Риме основным видом рекламы были граффити, нацарапанные или нарисованные на стенах. Например, бочонок и надпись: прохожий, ступай отсюда до двенадцатого столба – там Сирикус свой погребок держит. Власти ставили для таких объявлений специально побеленные стены «амбусы», но недобросовестные рекламодатели всё равно отмечались, где им удобнее. Обитатели разрисованных жилищ подавали жалобы властям, жрецы возглашали: да не будет удачи тому, кто напишет здесь – но эта реклама имела меньший успех, чем вывески кабачков и борделей. Учителя рисовали на своих домах розги, колбасники колбасу, гетеры… не то, что вы могли бы подумать, а спиральные раковины.
Глашатаи, выкрикивающие свой товар и поэты, способные сочинить складный текст тоже были немаловажным элементом античных пиар-компаний. «Чтоб глаза сияли, чтоб щёки алели, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать притирания по разумным ценам у Экслиптоса» - от такого слогана наверняка не отказался бы и «Арбат-Престиж». Громогласные рабы разгуливали по улицам, оглашая объявления о гладиаторских боях, выступлениях фокусников и услугах общественных бань. Впрочем, грандиозные императорские триумфы с оглашением завоёванных стран и царей, парадами и трофеями тоже были рекламой – образа жизни, стиля мышления, Pax Romana.

Детища Гуттенберга

До изобретения печатного станка деятельность рекламистов оставалась убогой – просто в силу ограниченности возможностей. Товары продавали сами себя – как дамасская сталь, арабские жеребцы или рога единорога. Мастера вроде Джотто или Гварнери тоже обходились своими силами. Основным потребителем рекламы работала церковь – коммивояжёры в рясах творили чудеса, всучивая верующим индульгенции и кусочки святых мощей.
Изобретение печатного станка в 1450 году стало первым шажком к появлению средств массовой информации. Если бы Гуттенберг знал, какое чудовище он выпускает на свет… В 1630 году парижский врач Теофраст Реносто открывает первую в мире справочную контору по приёму рекламных объявлений. На листках он печатал слово «gazette» - от них пошло слово «газета». А в 1636 в объятом чумой Лондоне шустрые расклейщики уже ляпают на стены домов пёстрые листовки: Матрона из Италии, только что прибывшая из Неаполя, обладает секретом предотвращения заразы. Совершала чудеса во время последней чумы, когда умирало до 20000 человек.
Страна новых возможностей, Америка, была немыслима без рекламных листков всех мастей. Знаменитые «listed end wanted», развешанные по всем салунам портреты разыскиваемых бандитов с указанием точной цены за живого и мёртвого. Аукционы чернокожих рабов с подробными описаниями в газетах: сколько лет, целы ли зубы, что умеет, насколько послушен и добронравен. Реклама предохранительных и абортивных средств, лекарств для мужской потенции и несуществующих золотых рудников – именно с помощью прессы облапошивали доверчивых провинциалов американские махинаторы. В 1841 году некий филадельфиец В. Палмер организовал первое рекламное агентство и стал зарабатывать на продаже воздуха, став посредником между рекламодателями и газетчиками.

О, Париж!

Сколько б ни кичились янки, пытаясь доказать, что залезли на самый верх пальмы первенства в мире рекламы – до первой Мировой Войны, самый шикарный пиар делал Париж. Всемирно известные Парижские выставки, на которые со всего мира свозили достижения науки и техники – от аэропланов до бюстгальтеров. Каталоги одежды, парижские моды – сколько перьев и сколько роз будет на шляпке, должны ли панталончики выглядывать из-под юбки или это уже неприлично, какого фасона платья продают нынче на Рю де ла Пэ, и сколько такое счастье будет стоить мужьям? Альбомы с нарядами от Кутюрье того времени лежали на столах у всех королев, президентш и императриц – от медвежьей России до жаркой Кубы. Когда корабли контрабандистов прорывались сквозь северную блокаду к охваченным войной Южным штатам США, они везли с собой оружие, драгоценные медикаменты и… «Дамский Журнал» с моделями новых чепчиков и кринолинов.
О «Дамском счастье» хочется высказаться отдельно: написанный в 1883 году роман Золя – одно из лучших наглядных пособий по современной рекламе от а до я, от грошовых распродаж сезонных остатков до шариков с логотипом фирмы. Не пожалейте времени, сходите в библиотеку, чтобы иметь возможность оценить гений писателя – в своём предвидении он так же точен, как и Жюль Верн. Перед нами рисуется психология потребителя – как подманить его, объявляя о ценах «себе в убыток», как ослепить великолепием ярких тканей и буйства света, как очаровать томной негой восточных ковров… чтобы вынудить купить много, больше, ёщё больше!
…Он проник ещё глубже в женское сердце, придумав систему «возврата» - этот шедевр иезуитского обогащения. «Берите сударыня, вы возвратите нам эту вещь, если она перестанет вам нравиться». И женщина покупала, находя оправдание в том, что может впоследствии отказаться от своего безрассудства... И там же – о шёлке «Счастье Парижа», чудесном голубом шёлке с серебристой каймой, по пять франков шестьдесят сантимов за метр, предмете вожделения всех дам от горничной до герцогини. Конкурентная фирма закупила партию точно такого же шёлка, срезала кромку, дала другое название, начала продавать дешевле и… разорилась – ткань, лишённая флера рекламы оказалась никому не нужна.

Мусью Иван Жорис-Панкратов

В России мода на зазывал – смазливых парней с красивыми голосами, которые заманивали посетителей, стоя у дверей лавок, ведёт историю еще с торга в стольном городе Киеве. Афоризм «не соврёшь не продашь» скорей всего столь же древен – по крайней мере, наказания недобросовестным продавцам предусмотрены в «Русской правде». Особо ушлые, везучие и богатые нанимали зазывалами «особых» парней - горбунов, карликов, эфиопов или китайцев - их держали в магазинах безвылазно. Хочешь поглазеть на настоящего негра – зайди в лавчонку, купи хоть цибик чаю – и любуйся вволю на диковинку.
Болтовня коробейников и офень, этих уличных зазывал, представляла собой целый клад краснословицы, восхитительно образной русской речи. «Мёд-лимонад-газес, от него чёрт на крышу залез! Яблочки ранет, у кого своих нет! Тёща околела, язык продать велела! У нашего Якова товара всякого: нитки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селёдочные кадушки!» Помните «Налетай, не скупись, покупай живопИсь» - русская скороговорка нужна российской рекламе как воздух.
За шедевры, воспроизведённые русскими гениями пиара на вывесках и плакатах, хочется вставить отдельные пять копеек. Принцип «заграничное самое лучшее» работал, увы, везде – даже купеческие приказчики просили в парикмахерских: постриги меня, Иван, так, чтобы при хозяине выходило по-русски, а на гулянке – а-ля-капуль. Смотрите сами: «Ле полотёр. Дас полотёр. Здесь живёт полотёр». «Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка». «Профессор шансонеточного искусства, Архип Захарович Серполетти – здесь».
О советской рекламе – от Маяковского «Граждане, берегите интересы свои, только в Чаеуправлении покупайте чаи» до унылого «Пейте советское шампанское» можно говорить много, но мы не будем. Прошлое остаётся на старых афишах, а будущее российской рекламы, как искусства – работать для индустрии пиара не брезговали ни писатель Диккенс, ни художник Тулуз-Лотрек, ни композитор Прокофьев – так же лучезарно светло, как звезда, пожалованная Суворову Александр Васильевичу. Пишите лучше, дорогие товарищи пиарщики, и потомки вас не забудут!
Subscribe

  • Посвящение Памуку

    Снег наступает на Средиземные берега, Чтобы прятать руины и камни оберегать. В белой овечьей шерсти лежать, не тая, Сделать прическу статуе - ай,…

  • Других не будет

    Боженька, когда я снова влюблюсь, пошли мне человека хорошего Чтобы в косоворотке или толстовке, бродил дубовыми рощами, Квас пил и капли стекали по…

  • Питеру

    Что сказать тебе, город, отброшенный словно старая кожа? Город, который я предала, улизнула, смылась? Променяла твой серый холод на пьянящую синеву,…

promo nikab january 25, 2019 07:55 106
Buy for 200 tokens
Что я умею делать: Журналистика. Опубликовала более 1000 статей в журналах «ОК», «Шпилька», «Психология на каждый день», «Зооновости», «Наш собеседник», "ТаймАут", "Офис Магазин", «Мир Фантастики»,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Посвящение Памуку

    Снег наступает на Средиземные берега, Чтобы прятать руины и камни оберегать. В белой овечьей шерсти лежать, не тая, Сделать прическу статуе - ай,…

  • Других не будет

    Боженька, когда я снова влюблюсь, пошли мне человека хорошего Чтобы в косоворотке или толстовке, бродил дубовыми рощами, Квас пил и капли стекали по…

  • Питеру

    Что сказать тебе, город, отброшенный словно старая кожа? Город, который я предала, улизнула, смылась? Променяла твой серый холод на пьянящую синеву,…