Ника Батхен (nikab) wrote,
Ника Батхен
nikab

Categories:

Получите, товарищи

Я давно обещала текст-инструкцию для начинающих интернет-журналистов, с подробной инструкцией куда идти и что делать. И наконец-то сваяла его в меру своего опыта и разумения. Прошу любить и пользоваться.

Через тернии в звезды

Статья адресована всем, кто хочет зарабатывать, продавая тексты в сети и не только.
Предположим – вы молодой или не очень молодой человек, молодая мама, выпускник-гуманитарий, активный блоггер – короче, вам сказали, что вы классно пишете, и вы задумались, делаются ли из этого деньги. Да, делаются. Любой грамотный, образованный, внимательный, стрессоустойчивый, умеющий хотя бы немного анализировать и сопоставлять, интересно выражать свое мнение в письменной форме человек в состоянии заработать деньги, продавая свои тексты. Не сразу, не гарантированно и не миллионы, но до полутора-двух тысяч долларов в лучшие времена – вполне реально.

Первая иллюзия, которую надо развеять сразу – сумма вашего заработка и ваша востребованность не зависят от ваших журналистских и тем паче литературных талантов. Куда важнее другие вещи – умеете ли вы писать много и быстро, попадать «в формат», в точности соответствуя заданной редактором или заказчиком теме, стилистике, идеологии, можете ли придумывать броские заголовки, дотошны ли при работе с информацией, проверяя факты и сведения, не срываете ли сроков заказов, не страдаете ли плагиатом и копипастингом. Расторопный, смышленый, дисциплинированный, способный вкалывать по 8-10 часов в день райтер в состоянии заработать приличный оклад, сопоставимый с офисным. Оригинальный, провокативный или наоборот душевный и милый, узнаваемый автор тоже может найти своего покупателя, но конкуренция в этом секторе выше, а денег меньше.

Где востребован контент?

Правильный ответ – везде. Посмотрите на Интернет – он состоит из текста, и не меньше половины этого текста пишут или показывают за деньги. Каким образом вы можете «получить свою долю»?

Высшая квалификация – журналист, автор «бумажной прессы», способный взять интервью, сделать репортаж, написать аналитическую, развлекательную или тематическую статью. Для молодого, активного, умного и пробивного райтера выбиться в журналисты, самоучкой освоив все нужные навыки, вполне реально – в сети достаточно обучающих материалов и онлайн-курсов. Журналисты тоже бывают разные – новостники, «глянцевые», деловые, колумнисты, политические обозреватели и т.д., но в специфике вы разберетесь, если полезете в журналистику с головой.

Корпоративный журналист занимается тем же самым для отдельной организации или производства. Он «и швец и жнец и на дуде игрец» - и интервьюирует и анализирует и фотографирует и редактирует и проводит идеологию и корпоративный дух работодателя.

Чуть меньше требований предъявляют к онлайн-журналистам, пишущим статьи для Интернет-сайтов, порталов. От них требуется регулярно создавать интересные материалы на актуальные темы, на которые, как мухи на мед тут же слетятся читатели или читательницы. Можно писать о сложностях грудного вскармливания, тяготах жизни с мужем-гуленой, делать обзоры компьютерных игр или новинок фототехники, делиться кулинарными успехами, пересказывать на свой лад знаменитые истории и биографии. Или работать по тематике сайта – автомобилям, моде, или, скажем, особенностям воспитания британских кошек.

Вариант онлайн-журналистов – новостники, серфящие И-нет, русский или иноязычный, в поисках самых горячих новостей, чтобы тут же пересказать их своими словами и опубликовать на сайте работодателя.

Креативные райтеры могут заняться неймингом (придумывать названия для фирм и товаров), генерить слоганы, гениальные идеи и рекламные тексты (привет Пелевину!).

Любители компьютерных игр, сочетающие грамотность с хорошей фантазией и умением работать в команде, имеют шанс подыскать работенку по разработке сценариев и диалогов компьютерных игр.

Небрезгливые райтеры с литературным образованием или обширным опытом запросто могут наняться в литературные негры или (если повезет чуть больше) писать под заказ тематическую литературу в мягких обложках – как получать сто оргазмов за месяц, жить счастливо и не болеть, выращивать два урожая клубники на одном огороде и прочая.

Блоггер может вести корпоративные блоги компаний, фирм и тыды, торговать рекламой в собственном блоге (обычно неприбыльно), раскручивать себя любимого и иметь с популярности небольшие, но приятные бонусы вроде бесплатных билетов в кино и каких-нибудь забавных гаджетов и процедур на тестирование.

Колумнист (разновидность блоггера) ведет тематический блог, посвященный, скажем, императору Наполеону и его окружению, новостям клубной жизни или разведению маргариток.

Рецензент смотрит кино, читает книжки, ходит на спектакли и концерты, тестирует фотаппараты и автомобили, а потом записывает и продает свои впечатления.

Сео-оптимизатор составляет тексты и описания на сайтах таким образом, чтобы поднять их рейтинг в поисковиках и увеличить количество упоминаний, привлечь к товару или рекламе как можно больше людей.

Контент-менеджер производит незамысловатый контент – простые статейки, описания услуг и товаров, предложений и купонов.

Технический писатель пишет инструкции, руководства для пользователей и прочие полезные документы.

Копирайтер находит информацию в Интернете и компилирует несколько источников в один связный текст, чтобы не было претензий по авторскому праву. Рерайтер слегка переписывает тексты, чтобы поисковик определял их как разные.

И, наконец, самое низкооплачиваемое занятие – оставлять комментарии на форумах и в социальных сетях. Мелочь, но тоже деньги.

Как именно зарабатывать – зависит от ваших навыков, способностей, знаний и интересов. Важно, чтобы вы хотя бы приблизительно разбирались в теме, и вас не воротило от одной мысли о предстоящей работе. Подумайте о вашем опыте, интересах и увлечениях – возможно, вы много путешествовали, занимались настольными играми или экзотическими растениями, разбираетесь в музыке или 1с-бухгалтерии, «собаку съели» на воспитании подчиненных или грудном вскармливании. Обо всем этом и о многом другом можно рассказать в продаваемых текстах.


Первые шаги

От момента принятия решения «я зарабатываю текстом» до первых плюс-минус реальных денег проходит от нескольких месяцев до года, реже двух. «Новичка», никому не известного человека без опыта и портфолио, как правило, не берут на сколь-нибудь денежные заказы и не рекомендуют – слишком много времени обычно уходит на введение в курс дела, плюс велика вероятность что человек просто не справится. Поэтому портфолио нужно нарабатывать любой ценой, не гонясь за деньгами. Примите как данность – работая забесплатно или за маленькие деньги, вы вкладываетесь в свое будущее.

(примечание – дальнейшее относится в основном к журналистам, онлайн-журналистам, контент-менеджерам и колумнистам, остальной рынок автором статьи не так хорошо изучен)

Для начала – ведите блог и заполняйте его контентом, интересным по крайней мере вашим френдам и френдам френдов. Отыскивайте интересные новости, делитесь рецептами, мнением по поводу прочитанных книг, рассказами о путешествиях, полезными советами, смешными историями. Сочиняйте креативные заголовки и «цепляющие» вводные абзацы к постам. Если статистика посещений растет и на ваши текстовые посты ссылаются другие пользователи – все замечательно, вы работаете в нужном направлении. Постарайтесь понять ваши сильные стороны – что из ваших текстов вызывает больше интереса и обсуждений.

Набравшись опыта (или решив, что знаний у вас достаточно), можно искать первые публикации. Полагаю, вы уже определились, какие темы вам даются лучше всего, кем вы себя видите – новостником, сценаристом игр, «глянцем» и т.д. Через поисковик находите тематические сообщества по поиску работы и в них или просто по серфингу ловите объявления о поиске стажеров, готовых писать ради опыта бесплатно или за небольшие деньги. Можете сами дать такое объявление – хочу писать для женского журнала о сексе\музыкальных сайтов о опен-эйрах и т.д.. Желающие заказать текст на халяву наверняка найдутся. Они получат контент, а вы – бесценный опыт сотрудничества и первые материалы, которые вы сможете показать работодателям.

Можно встретить в сети конкурсы для начинающих журналистов, рецензентов, блоггеров, с призами и публикациями – участвуйте, не стесняйтесь, вдруг вас запомнят. Чем популярней онлайн или (наконец-то!) оффлайн-издание, где вас печатают, тем лучше – и неважно, сколько денег вам за это дадут и дадут ли.

Можно отыскать сайт или портал по интересам и писать бесплатные статьи для него – и любители фантастики и любительницы вязания и заводчики редких собачек и поклонники Леонардо ди Каприо будут только рады интересному райтеру, а их замечания помогут вам заметить ошибки.

Идеальный вариант – задружиться с относительно небольшим тематическим сайтом и получить постоянную площадку для публикаций и небольших экспериментов, заодно потихонечку зарабатывая первые деньги.

Если у вас есть знакомые редакторы, публикующиеся журналисты и т.д. – можете за красивые глазки, что-нить хорошее или полезное попросить их о стажировке, консультации или соавторстве. Встречаются добрые люди, готовые учить новичка «с нуля» видя в нем потенциал.

Для полного и красивого представления себя, можно написать портфолио самостоятельно – десять-двенадцать статей по темам, которыми лучше всего владеете – это и полезный опыт и какая-никакая презентация.

После первой полусотни публикаций (убедитесь, что это приличные публикации в популярных местах, без грамматических ошибок и наглого копипаста), можно начинать продавать себя.


Куда податься?

Самый животрепещущий вопрос – где искать заказы? Везде. Как уже говорилось, Интернет состоит из контента, а отнюдь не у всех заказчиков есть постоянные райтеры, плюс в профессии все время идет ротация.

Размещайте свое резюме на всех крупных сайтах по поиску работы. Указываете образование, стаж, ссылку на портфолио. Может специально для такого случая написать особенно красивую и познавательную статью и подвесить её как образец. Как составлять резюме, почему нехорошо врать в нем и т.д. вы наверняка знаете, а если нет – Яндекс в помощь, я сама этого толком не умею. Но из важных моментов – никакого многословия, никаких упоминаний о своих проблемах, безупречная грамотность и построение фраз – неграмотный райтер и даром никому не нужен.

Ежедневно просматривайте все предложения в работе и услугах, рассылаете резюме во все потенциально подходящие вам места. Обещаете работодателям рай небесный (в пределах реализуемого ессно).

Подписывайтесь на все профильные тематические сообщества и форумы журналистов, рекламщиков, сотрудников масс-медиа. Папарацци, мамарацци, закажи_тему в ЖЖ, работа для хороших людей в Контакте, сайт «медиаджобз» и т.д. Раз в три месяца (не чаще!) публикуйте там предложения о поиске работы – я такой-то хороший с таким-то послужным списком ищу заказы на такие-то темы. Ежедневно по два-три раза в день проверяйте их на предмет интересных объявлений о поиске работы и оперативно откликайтесь на все стоящие предложения.

Мониторьте тематические сайты по вашему профилю (фотосайты, сайты для молодых мам, психологические и т.д.) – с регулярностью или им самим или дружественным журналам\порталам требуется контент.

Из открытых источников или от дружественных коллег добывайте контакты редакторов или главных редакторов тематических изданий, порталов и т.д. и рассылайте предложения о сотрудничестве непосредственно им, прилагая список возможных тем и портфолио с образцами статей по тематике издания. В одно и то же издание предложения высылаются не чаще двух раз в год.

Публикуйте у себя много интересных и актуальных материалов, общайтесь на тематических форумах, пользуясь там популярностью, достаточной, чтобы обратить на себя внимание нужных редакторов.

Регулярно интересуйтесь в своем блоге: «друзья, а есть ли у вас для меня работа?». Держите резюме со ссылками верхним постом в блоге.
Регистрируйтесь на сайтах фрилансеров и в текстовых базах, мониторьте заказы и нарабатывйете резюме и репутацию там.


Как выглядит сотрудничество?

Вам пишет редактор, который нашел ваше предложение на сайте или в сообществе: здравствуйте уважаемый такой-то, я представляю такое-то издание, мы ищем авторов на такую-то тематику, не хотите ли поработать? Или: я хотел\а бы заказать у вас статью на такую-то тему. Или вы пишете редактору: уважаемый такой-то, там-то я прочел ваше сообщение, что вы ищете авторов, предлагаю свои услуги, образование то-то, опыт такой-то, резюме вот, портфолио по теме прилагается. Если тематического портфолио нет, можно быстренько написать статейку на нужную тему – проверять, где она публиковалась вряд ли станут, особенно если стиль и язык устроят.

В первых письмах обязательно называть редактора полным именем и на «вы», следить за орфографией, пунктуацией и деловой стилистикой. Впоследствии можно слегка расслабиться и даже называть руководство на «ты», если это принято в редакции. Полезно сходить в блог к подателю объявления или на сайт издания, чтобы не ошибиться в имени и должности заказчика, сориентироваться в требуемой стилистике и тематике, поймать «фишку» - чем можно привлечь конкретного работодателя.

Не стоит давать лишней информации о себе, указывать, что вам нужна работа потому, что у вас маленькие дети, слабое здоровье и т.д. – вряд ли разжалобит, а вот брать на работу проблемных сотрудников не любят. Лучше отметьте ваши сильные стороны (знание темы, общую эрудицию, грамотность, умение писать быстро) и аккуратно обойдите слабые (недостаток опыта).

Вам могут предложить сделать тестовое задание (1-2-3 странички текста, небольшой материал на заданную тему). Могут попросить набросать приблизительный список тем или идей для статей, сделать синопсис (краткий пересказ содержания) будущего материала. А могут и сразу предложить заказ, обозначив сроки сдачи.

Не стесняйтесь задавать вопросы редактору, уточнять сомнительные моменты – при работе с первыми материалами особенно важно «поймать формат». Многие редакторы высылают образцы материалов, и никто не мешает попросить такой образец, чтобы «делать по сему», придерживаясь стиля, языка и манеры подачи информации, принятых в издании. Без согласования с заказчиком не следует отступать от заданных рамок, менять объем, тематику и т.д. – даже если вам кажется, что конкретный материал от этого выиграет, у вас нет общего вИдения выпуска или раздела.

Уточните, как принято оформлять текст и текстовый файл – как правило (не обязательно) файл со статьёй называют «название-статьи_фамилия-автора.док». Некоторые издания приветствуют выделение курсивом и жирным шрифтом (болдом), оформление заголовков, просят подобрать к статье фотографии или картинки. Другие требуют только текст, по возможности без лишнего форматирования.

Если к статье требуются комментарии экспертов или специалистов, этих экспертов придется искать и опрашивать – онлайн, по телефону, скайпу, электронной почте или встречаясь лично. Эксперты ищутся через знакомых, поисковики и журналистские сообщества (нормально написать в то же «папарацци» - коллеги, ищу психолога). Платить за консультацию не принято, указывать ФИО, должность и название организации – скорее да. В принципе материал с комментариями экспертов лучше согласовать с экспертами перед сдачей, но не все это практикуют.

Готовый материал могут принять – и сообщить об этом; отклонить – и сообщить об этом; попросить подредактировать или переписать; внести редакторские правки без согласования с автором. С последним (если вы не именитый журналист с громкой репутацией) лучше смириться – править вас будут по своему усмотрению, иногда безжалостно уродуя текст, иногда очевидно его улучшая. Спорить и доказывать свою правоту – с вероятностью потерять работу, думайте, стоит ли рисковать.

Переписать статью один раз, если редактору она не понравилась – нормальная практика, особенно на первом этапе сотрудничества. Учитывайте замечания, подбирайте информацию, ищите идеальную форму подачи и оттачивайте стиль. Если просят переписать второй раз – у вас с редактором относительно серьёзные разногласия, возможно дело в недостаточном уровне вашего мастерства, а возможно – в непрофессионализме редактора. Если и второй вариант редактора не устроил – третий писать практически бесполезно. Как минимум этот материал, как максимум сотрудничество вообще не выйдет. В моей практике был только один прецедент успешной работы с редактором, когда текст приходилось переписывать до 5 раз, вылизывая буквально каждую запятую – небольшие и очень дорогостоящие рекламные материалы, в которых рекламодатель не по одному разу передумывает концепцию.

Если редактор не сообщил о своем решении, спустя пару рабочих дней ему можно напомнить о себе – вдруг материал не дошел или возникли какие-то нестыковки. Если продолжает молчать – скорее всего (не обязательно) материал отклонен. Если что-то изменится – с вами свяжутся.
Отклоненную статью можно попытаться пристроить в тематическом сообществе, использовать для портфолио или продать через базу текстов.

«Норма выработки» для активно зарабатывающего райтера – от 5 до 40 тысяч знаков в день, 1-5 материалов. Чем быстрее получается писать, не теряя качества, тем более ценным работником вы являетесь.

Заказы надо сдавать к оговоренному сроку, лучше с небольшим запасом по времени – на случай если понадобится редактура. Если по какой-то причине вы не можете сдать заказ в срок или материал откровенно не получается – ОБЯЗАТЕЛЬНО свяжитесь с редактором и сообщите ему о возникшей проблеме. Не вы первый, не вы последний, даже самые лучшие журналисты хотя бы раз срывали заказ. Но за день-два можно найти адекватную замену «сгоревшему» тексту, а к моменту сдачи номера в печать – уже нет. И редактор, которого вы подвели, непременно при И редактор, которого вы подвели, непременно при случае обмолвится о вашей ненадежности, как сотрудника.

Subscribe

promo nikab january 25, 2019 07:55 106
Buy for 200 tokens
Что я умею делать: Журналистика. Опубликовала более 1000 статей в журналах «ОК», «Шпилька», «Психология на каждый день», «Зооновости», «Наш собеседник», "ТаймАут", "Офис Магазин", «Мир Фантастики»,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments