Ника Батхен (nikab) wrote,
Ника Батхен
nikab

Category:

Про гибель книг

Собсно раз пошла крутиться тема, хочу высказаться - давно копилось, ага.

ИМХО российское государство последние минимум десять лет целенаправленно воспитывает малокультурных людей, в полном соответствии с 451 по Фаренгейту Бредбери. Превращение книги в товар, доступный элитному потребителю - часть этой программы. Причем не просто книги, а книги хорошей, умной и грамотной - купить дамский роман, дурацкий детектив или боевичок в мягкой обложке стоит копейки, купить классическую книгу в той же мягкой обложке на 50-200% дороже - при том же качестве бумаги и перевода. Аккурат 28го приобрела 3 практически одинаковых по объему и качеству издания переводных покета и заодно обнюхала книжный магазин - современный германский дамский романчик 12 гривен (около 50р), Эмили Бронте 35, Оруэлл 40. Современная российская проза - Улицкая, Рубина, Войнович, Прилепин - ещё дороже. Научпоп, история, психология - от 50-60 гривен. К томику Олди не подступиться - больше 100 гривен. Детские классические книги - от 50 до 300-400 гривен. При этом, если память мне не изменяет, ещё 10 лет назад при том же уровне жизни книги были мне по карману, мы каждый месяц покупали новинки, в первую очередь классику и фантастику. В книжных магазинах Москвы та же ситуация по крайней мере на август этого года. Покупать книги становится дорого, неподъемно дорого и ИМХО "это жжж неспроста".

"Зеленая улица" в книгоиздании идет одноразовым популярным изданиям - неважно, боевик это, фантастика, фентези или очередной проект типа Этногенеза. Быстро прочел, быстро выкинул, купил следующее. "Быстрое чтиво" быстрее оборачивается и приносит больше дохода - классики конечны, их не выбрасывают и не покупают продолжения. Автор, пишущий "быстрое чтиво" коммерчески выгоден - он нетребователен, не амбициозен, согласен на небольшой гонорар и, что самое главное, заменяем - если кто-то перестает выдавать на-гора коммерческий текст или начинает ставить условия, его без всяких проблем можно заменить сколь-нить грамотным молодым писателем. На книжку ставится знак серии и продаваться она будет так же успешно - чуть лучше, чуть хуже значения не имеет. Читатель, подсевший на "быстрое чтиво" будет радостно покупать все новые пустые книжонки. Топовые авторы конечно тоже полезны - они делают издательству пиар, привлекают читателей, приносят доход - но количество "топов" штучно, как в оркестре не нужно двадцать первых скрипок. У книги, ещё не ставшей классикой, но выбивающейся из серии, почти нет шансов дойти до читателя "на бумаге" - слишком высок риск прогореть на её продаже.

"Сериализация" массовой литературы идет давно, и в общем ничего дурного в классифицировании книг по темам и выпуске популярных изданий нет... Если они находятся плюс-минус в равном положении. ИМХО. В царской России тоже выпускали тонны всевозможной дряни - и при этом благотворители финансировали издания дешевой классики "для народа", чтобы люди читали и образовывались.

Но это только половина айсберга. А если возвращаться к фантастике то, ИМХО, господа фантасты сами выкопали фантастике ту яму, в которую упали. Когда мильпардон писали левой ногой хрень для быдла, прекрасно понимая, что пишут хрень для быдла. Когда продавались в серии и проекты, забивая бабло прямощаз и планируя "когда-нибудь" написать настоящие романы - где эти романы?! Когда перестали думать о читателях, забыли, что фантастика это в первую очередь _развлекательный_ жанр. 90% хороших фантастов от Хайнлайна до Сапковского не гнушается _развлекать_ своего читателя, делать ему умно, загадочно или весело, помогать сопереживать и сочувствовать героям, а не выливает на голову потоки социальной и сексуальной неудовлетворенности пополам с тошнотворным хоррором ради хоррора.

Читателю подсовывают протухшие сюжеты и сотню раз жеваные интриги, пытаются вбить в головы собсные популистские идеи, застарелые комплексы и инфантильные фантазии... а потом удивляются - почему никто не хочет ни читать ни понимать эту скуку? Да потому что скучно, элементарно скучно. Фантастов с узнаваемым авторским стилем, новыми идеями, образами, впечатлениями в России ИМХО считанные единицы - Логинов, Лукин, Дивов, Громов, Хаецкая, Каганов, может быть Скоренко, ещё пять-шесть взрослых и с десяток молодых. Никто не трудится изобрести новую идею, поразить читателя в самое сердце, заставить его ахнуть или заплакать, кинуться спорить с автором. Зато как надо бороться с пиратами, прятать от перепечатки драгоценные текстики - все тут как тут. Не дай бог украдут, прочитают бесплатно, воры!!!

Писать свое, продуманное, проработанное, осознанное просто-напросто невыгодно. Ни издателю невыгодно ждать два года, пока автор высидит свое золотое яичко, ни читателям, привыкшим к "быстрому чтиву", ни старшим товарищам, наставляющим непутевого двигаться в правильном направлении. Писательское мастерство сводится к овладению несколькими техническими приемами, подъему минимального уровня литературной грамотности - чтобы текст можно было читать, не отплевываясь на каждой страничке и пускать в печать после небольшой редактуры. Все твердят о гонорарах, публикациях, стратегиях издательства - и оч мало кто думает о самих книгах и читателях, которым эти книги достанутся. Автору незачем расти, незачем думать и совершенствовать текст, искать новые идеи и сюжетные ходы, он остается в одиночестве. "В каждом из нас благородный подонок борется с коммунаром. И все вокруг помогает подонку, а коммунар один-одинешенек - до Земли тысяча лет и тысяча парсеков" (С) АБС.

И не надо говорить, что хорошая фантастика всегда неудобочитаема и её не покупают. Хайнлайна покупают, Бредбери покупают, Стругацких покупают и Ефремова тоже и Ле Гуин и Саймака и Суэнвика и Геймана и Логинова и Дивова и Олди. И читать их интересно, и спустя годы и спустя десятилетия, книги не теряют своей силы, не выветриваются, как паршивые духи. Просто чтобы фантастика не тонула в том, в чем она сейчас тонет, нужно каждую книгу писать так, чтобы её и через двадцать лет было не стыдно открыть. И уважать своего читателя, его вкус, его ум, его душу. Говорить с ним - а не со своими тараканами. Не бояться делиться, думать, изобретать, не отказываться от своего замысла потому, что "не поймут" или "не напечатают". Хорошая книга, как и любая настоящая вещь будет жить и найдет своего читателя.

Вотъ. Извиняюсь за пафос, давно копила.
Subscribe

  • Обратный отсчет

    Десять купленных дней лета. Девять бабочек, восемь вишен, Семь цветов на полотне неба, Шесть котов на козырьке крыши. Пять мальчишек босиком к морю -…

  • Тайга

    Поперек руки талисман тайги, Поперек дорог - Таганай. Вдоль большой реки от себя беги, Догоняй меня догоняй. Где рябины в рост и рыбешки в пост, И…

  • Ника-сцена на Платформе

    Ладно, товарищи, кто не рискует, тот не ездит на фестивали. Официально объявляем сцену Никафеста на Платформе и начинаем принимать заявки от…

promo nikab january 25, 2019 07:55 106
Buy for 200 tokens
Что я умею делать: Журналистика. Опубликовала более 1000 статей в журналах «ОК», «Шпилька», «Психология на каждый день», «Зооновости», «Наш собеседник», "ТаймАут", "Офис Магазин", «Мир Фантастики»,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Обратный отсчет

    Десять купленных дней лета. Девять бабочек, восемь вишен, Семь цветов на полотне неба, Шесть котов на козырьке крыши. Пять мальчишек босиком к морю -…

  • Тайга

    Поперек руки талисман тайги, Поперек дорог - Таганай. Вдоль большой реки от себя беги, Догоняй меня догоняй. Где рябины в рост и рыбешки в пост, И…

  • Ника-сцена на Платформе

    Ладно, товарищи, кто не рискует, тот не ездит на фестивали. Официально объявляем сцену Никафеста на Платформе и начинаем принимать заявки от…