В наши дни на рынке авторов как никогда высока конкуренция – пишущих людей много, читателей всё меньше. Господа литераторы рвутся в печать изо всех сил, дабы труды и мысли не пропадали напрасно. У редактора всегда есть выбор – кого взять в серию или сборник. И при прочих равных он выберет того, кто лучше и грамотнее оформит рукопись.
Если вы пишете незнакомому издателю или редактору, в письме с предложением текста должны быть указаны имя, псевдоним, основные, значимые публикации и достижения – никакой лирики и выгодных предложений. Книги «за свой счет», публикации на любительских сайтах и в электронных фэнзинах достижениями как правило не считаются. Если вы отправляете узкоспециальный текст (медицинские байки, записки путешественника и т.д.) – укажите свой профессиональный опыт. Вставьте в тело письма ваши контакты – телефон, скайп, е-мйэл. Текст прикрепляется к письму, повести и романы лучше архивировать. Не забывайте здороваться, благодарить и оставаться с наилучшими пожеланиями.
Присылать файлы с произведениями следует в формате doc или rtf. Формат txt при переводе в вордовский файл приходится долго и муторно обрабатывать вручную, а формат docx до сих пор есть не у всех. Файл должен называться _название_произведения_фамилия_автора.do
Авторские идеи по оформлению текста элегантными неудобочитаемыми шрифтами, отбивками, промежутками, красивенькими заголовками, списками и т.д. только затрудняют восприятие текста. В каждом издательстве существуют свои правила вёрстки, более-менее стандартизированные наборы шрифтов и стилей, если вы не суперавтор супербестселлеров, изменять эти правила под вас всё равно не станут. Злоупотребления выделениями, курсивами, отбивками и прочими изысками говорят лишь о неумении автора выразить свою мысль словами.
В обычном художественном тексте следует использовать один, максимум два шрифта (текст и заголовки), два, максимум три уровня и стиля заголовков (заглавие, главы, подглавы), не более пяти стилей внутри текста (собственно текст, эпиграфы, примечания, смысловые вставки, стихотворные вставки).
Что допустимо и принято: делать удвоенные промежутки между смысловыми частями главы, выделять курсивом сноски, цитаты, отступления и размышления, выделять тремя звездочками сноски, части и финал главы, выделять жирным шрифтом _подчеркиванием_ п р о м е ж у т к о м или БОЛЬШИМИ БУКВАМИ особо важные слова и короткие предложения (не абзацы).
Что не принято: отбивать смысловые куски и главы линиями, подчеркиваниями, звездочками и т.д. – это приходится убирать вручную, отбивать промежутки пустыми абзацами, пробелами, табуляциями и т.д. Не следует использовать для оформления одних и тех же заголовков, сносок, подглав и т.д. два разных стиля, использовать более двух видов кавычек (стандартные и для «кавычек внутри кавычек»), оформлять диалоги дефисом - вместо тире — и разделять сложные слова тире вместо дефиса, делать длинное тире из двух коротких.
Для оформления текста используйте стили и параметры абзаца. Нужный вам стиль вы можете создать сами, используя встроенный в большинство версий ворда редактор стилей. Вы задаете желаемые промежутки между буквами и строками, поля текста, красную строку, шрифт, размер букв и т.д. А затем печатаете первый абзац, просто задав нужный стиль – и все последующие абзацы автоматически будут оформлены так же. Это сильно упростит последующую обработку текста.
Закончив набор текста, расставив заголовки и стили, уберите неизбежные ошибки набора – двойные пробелы, пробелы перед знаками препинания, пустые абзацы и прочая. Для очистки текста от грамматических ошибок используйте встроенный спеллер. Если вам не раз жаловались на ваши проблемы с грамотностью, озаботьтесь дружественным корректором, который из симпатии или за разумную денежку будет проглядывать ваши тексты. Не тревожьтесь – абсолютная грамотность и литературное дарование вовсе не обязательно связаны, все делают ошибки. Однако профессиональные авторы эти ошибки стараются не выносить на люди.
И чуть-чуть о стилистике – по заголовку и первым абзацам произведения составляется впечатление о тексте целиком. Поэтому очень важно, чтобы в начале текста не было «воды», которую щедро разливают авторы, раскачиваясь на большую вещь. Отточите заголовок, подберите короткие, емкие, яркие предложения, найдите сочные образы, закрутите интригу или создайте настроение с первой строки. Убирайте длинные, сложносочиненные предложения и деепричастные обороты, конкретизируйте «какой-нибудь», «где-то», «просто» и «странный» - это значит никакой, нигде и автору нечего сказать о герое, объекте или месте действия.
Вотъ. Правила эти полезны не только писателям, но и начинающим журналистам, копирайтерам и тыды. Замечания принимаются
Journal information