Нормальная коммуникация = коммуникация в которой заинтересованы обе коммуницирующие стороны. Неважно по каким причинам - деловым, материальным, из любопытства, от скуки и прочая - но обоим сторонам важно говорить, слушать, задавать вопросы и получать ответы.
Избыточная\недостаточная коммуникация = коммуникация в которой один участник заинтересован в ней больше\меньше другого. И тот кому мало, пытается активизировать общение, а тот кому много - от него уклониться.
Уклонение от общения = частый повод для заведения себе маленькой миленькой психотравмочки. Болезенного, зависимого стремления добиться контакта любым путем, например. Чувства собсной отверженности, негодности, некачественности и покинутости. Чувства вины за отказ от поддержания коммуникации. Параноечки "меня все преследуют". И тыды. Чтобы не вешать на себя эти репьи, достаточно понимать механизм и вовремя выдергивать колючки :)
Хотеть или не хотеть коммуницировать с человеком - это нормально. Нормально соглашаться на коммуникацию или отказываться от неё, нормально обозначать границы, условия и прочая, в которых коммуникация становится комфортной.
Практически каждый человек хотя бы раз в жизни не отвечал на звонки или письма, вешал трубку и всячески уклонялся от общения. Да, грустно, когда не хватает сил поговорить и объясниться, неприятно, когда отказ от коммуникации не принимают и приходится жестко уклоняться, больно оказываться в положении человека, которого игнорируют. Но ничего страшного в этом нет. И обидного тоже нет.
Отказ от коммуникации не означает, что кто-то плох, негоден, отвергнут и скверен. У человека, который не берет трубку или не отвечает на письма, может быть миллион причин молчать. И бОльшая часть этих причин с вами не связана - когда болит зуб, болеет ребенок, по телевизору показывают финал чемпионата :) и прочая, не до общения. А потом закрутился\забыл\стало стыдно. Да, это точно значит, что общение с вами для человека на данный момент не приоритетно - когда важно сохранить коммуникацию, перезванивают и отвечают позже. Но не более того.
Как человек во время оно бывший чемпионом по невзятию трубки и уходу от контактов, смею заверить - неотвечание нередко связано с негативом, чувством стыда и вины. Человек чувствует, что подвел, не оправдал ожиданий, накосячил - и уходит от контакта, надеясь (зря!) избежать дополнительного негатива. Как человек вообще склонный, увы, не отвечать на письма и уклоняться от общения, смею заверить - уклоняться можно и от хорошего, интересного человека, к которому дружественно относишься. Просто лимит общения переполняется, свои более важные дела появляются и тыды. Когда ресурс освобождается - ура, можно и поболтать вволю. И да, к сожалению оч часто забываешь, что на том конце коммуникации сидит живой человек, которому от молчания может быть неприятно.
Ессно иногда с человеком перестаешь общаться, когда он перестает держать рамки в общении. Звонит в семь утра и в два часа ночи, висит на контакте часами, ноет, нудит и хнычет. Постоянно что-то просит, никогда не предлагает и не благодарит за полученное. Рассказывает о вещах, интересных только ему, не следит за реакцией собеседника, не слышит ответов, не пробует выстроить диалог - важно высказаться, выплеснуть своё наболевшее и свободно идти дальше. Выплескивать тоже нормально, иногда и необходимо. И даже негатив можно. И даже на друзей. НО - не выдерживая рамки, не думая о чувствах собеседника, рискуешь собеседников тупо лишиться, потому что быть посудиной для слива дурных эмоций никому не приятно. Да, молчать и вешать трубку недружественно. Но пардон раз за разом осуществлять вербальное насилие над друзьями тоже не комильфо. Таким человеком я тоже бывала и до сих пор знаю за собой свойство грузить людей своими проблемами. Затыкать фонтан бесполезно, но я отслеживаю и интересуюсь - хочет ли человек поговорить обо мне, есть ли у него время и силы, идет ли взаимность, хотя бы в формате поговорить и о нем тоже :)
Чтобы поддерживать контакт с интересным вам человеком, достаточно уважительно относиться к нему, его интересам, границам и потребностям. Общаться в удобное вам обоим время, не злоупотреблять временем собеседника, интересоваться в начале диалога есть ли время и возможность поговорить и сколько времени вам уделить готовы. Следить за интенсивностью ответов - когда они превращаются в редкие капли "хм" и "ага" пора закругляться. Следить за интенсивностью коммуникаций - на каждые ваши две-три (не пять-десять!) должна идти хотя бы одна с другой стороны. Предлагать темы для разговора, дела и проекты, интересные не только вам, и не впадать в черную меланхолию, если вы ошибаетесь. Поддерживать диалог, давая собеседнику высказаться. Радоваться его успехам, сочувствовать его проблемам, быть внимательным к его обстоятельствам. Задавать прямые вопросы и честно слушать прямые ответы. Переспрашивать, если ответ важен. Уточнять понимание, язык и терминологию. Ждать, когда у человека найдется время поговорить. Не делать жизненных драм с обвинениями и упреками из-за каждой неотвеченной смски или не поднятой трубки. Вообще стараться поддерживать конструктивную коммуникацию, не делая человека на том конце связи ответственным за ваши чувства, переживания и проблемы. И помнить, что интересными собеседниками не разбрасываются - если с вами комфортно и приятно общаться, человек общение восстановит.
Чтобы поддерживать контакт с людьми, желающими поддерживать контакт с вами :) достаточно самостоятельно заботиться о собственных границах. Говорить "да" и "нет", "могу\не могу", "важно\неинтересно", "до свидания\прощай". Признаваться в своих ошибках, забытых делах, заваленных заказах и невозможности вернуть долг - да, это неприятно, но молчание ситуацию не улучшит, а разговор может помочь найти компромисс. Перезванивать, если обещал перезвонить. Отвечать, если обещал ответить. Если на ответе настаивают - тоже лучше найти слова. Благодарить, если вам сказали что-то важное или полезное. Объяснять "я сейчас занят\сплю\ем\не в настроении". Останавливать собеседника, как только вам стало тяжело, скучно или неприятно. Жестко прекращать общение, если собеседник неоднократно и демонстративно не желает вас слышать. Прилагать усилия, чтобы ответить тем, с кем планируете контактировать впредь - молчание мало кому приятно.
Очень важный момент ИМХО - спокойно принимать право человека хотеть или не хотеть общения. Вы не отвечаете за его чувства, переживания, поступки и выходки. И он не отвечает за ваши.
И ага - человек действительно не обязан отвечать всякому, кто хочет с ним говорить. Это не плохо, не стыдно и не повод для расстройства. Но и разговаривать с тем, кто не хочет отвечать, вовсе не обязательно :)
Вотъ.
АПД: добиться ответа от человека не так сложно, как кажется - достаточно предложить ему интересную тему или задать интересный вопрос. Например "хочешь тысячу долларов\последний айфон\слетать на Гоа забесплатно?" :))) Если хорошенько пошариться в голове, вы непременно найдете нужный ключ, который побудит собеседника заговорить. Вопрос, нужен ли вам ответ, полученный такой ценой? :)
Journal information