Во-первых, многоженство у ашкеназов запретил указом Рабену Гершом, (сын Йегуды Старого) известный также как Светоч Рассеяния) из Майнца в XI в. Поскольку это было несовместимо с культурными ценностями окружающего населения. У сефардов аналогичный запрет был принят, если я правильно помню (что вряд ли) в XV в., а, скажем, тейманим (йеменские евреи) с этой нормой познакомились уже в Израиле, в наши дни.
Рабену Гершом издал еще много интересных указов: например, о запрете читать чужие письма или проклинать еврея, который предпочел временно отступить от веры, чем погибнуть мученической смертью. Он же провозгласил необходимость согласия обоих супругов на развод.
Сыну в школе рассказали, что запреты Рабену Гершома действительны на тысячу лет, а эта тысяча лет вот-вот кончится. И снова можно будет многоженство. Вот сосед по кубику сказал, что это городская легенда, и что на самом деле, если разобраться, запреты эти вечны. Во всяком случае, так сказал Раши - потому что, сказал он, не может быть человека умнее Рабену Гершома, чтобы отменить его запреты. А большинство авторитетов согласны с тем, что умнее Раши уж точно быть невозможно. Пойду расстрою сына.
Еще сосед рассказал, что если бы евреям нужно было ставить елку на Рождество, то это было бы (еще одной) темой бесконечных споров, указаний, запретов и обычаев. Рубить елку можно только на определенном расстоянии от дома, и спил должен быть под определенным углом, около 20 градусов, как угол мезузы на дверном косяке. Елка обязательно должна быть живая на момент установки в доме, поэтому нужно проверить каждую веточку, нет ли на ней желтых иголок. Существует множество традиций о светильниках на елке - сколько их должно быть (гематрия, разумеется), как их устанавливать, можно ли пользоваться мигающими гирляндами в субботу и вообще. И т.д. и т.п. Я бы от себя еще добавил, что майонеза нужно съесть не меньше кезаит, иначе нельзя произносить тосты, и что между тостом за уходящий год и тостом за наступающий должно пройти не меньше семи с половиной минут, и что верные последователи бобруйского цадика после тоста "за детей" пьют дальше без тостов, о причинах чего подробно написано в книге "Вечнозеленый ствол", вышедшей в Кракове в 1564 г., но не стал усложнять.
Journal information