Ника Батхен (nikab) wrote,
Ника Батхен
nikab

Categories:

"Донейшен" или халява

Идея "донейшен" или добровольной оплаты «по сердцу» не до конца понятна конечному потребителю. Когда надо купить билет, оплатить вход, книгу или картину все просто – даешь деньги, получаешь результат. Когда есть возможность воспользовавшись дружескими связями, старым знакомством или дыркой в заборе просто так посмотреть кино, почитать роман или послушать музыку – пользуешься халявой, бесплатным доступом. А зачем платить (и нужно ли) за нечто, объявленное условно бесплатным и предложенное людям по принципу «возьми, сколько нужно, дай сколько хочешь»? Понимается отнюдь не сразу. Попробую разъяснить.

Большинство творческих людей балансирует между Сциллой и Харибдой. С одной стороны снедает жажда творить, воплощать гениальные идеи и великие замыслы. С другой – творцы хотят кушать и кормить свои семьи.

Немногие счастливчики «выстреливают» с первого раза или преодолевают долгий путь к вершине пирамиды, позволяющей хорошо жить с искусства. Встречаются принципиальные бессребреники, которые сидят в лачугах, глодают корки и годами шлифуют свои полотна и поэмы. И везунчики, которых кормит семья, рента или обеспеченный покровитель.

Большинство оказывается перед очевидным выбором. Или вписываться в потогонный конвейер, творя «от сих до сих» под заказ. Или работать на цивильной работе, а рисовать и музицировать в свободное время. Или ставить творчество в приоритет, заниматься любимым делом, а зарабатывать чем повезет и когда повезет. Последние два выбора чаще всего и приводят к оплате по принципу «донейшен» - люди делятся дорогим и важным, вымечтанным, а то и выстраданным, и надеются, что с ними поделятся в ответ. Не заплатят, а именно поделятся, дадут обратную связь, сопоставимую с пользой и радостью от творчества.

По принципу «донейшен» сейчас делают очень многое. Мастер-классы и открытые уроки, дегустации чаев и лакомств, перформансы и джемы, концерты и фестивали. Выкладывают записи занятий и лекций, фотографии и комиксы, стихи и романы, путеводители и рецепты. Дарят даром.

Возникает естественный вопрос – если дар так хорош, почему его просто не покупают?

Во-первых, не все хотят продавать, не все умеют продавать и не все готовы назначать цену за любимые детища. К тому же радость творчества, возможность поделиться наработками, порадовать понимающих людей, сделать приятно друзьям – не пустые слова для многих.

Во-вторых, «даровые» процессы и результаты уникальны, это ручная работа и штучный труд. И как в любом ручном производстве нет 100% результата – хлеб в домашней печи может получиться и хуже, и лучше фабричного. А в массовом производстве важен стандарт.

За «донейшен» нередко работают и профессионалы – пробуют новую технику, представляют новый альбом, хотят привлечь новых клиентов или просто расслабиться и получить удовольствие от творческого процесса и контакта с восторженной аудиторией. Впрочем, среди «даровых» мастеров вполне может оказаться и неудачник, попрошайка или неумеха. Так бывает.

Целевая аудитория «даровых» результатов – в первую очередь те, кому важно получить продукт, хранящий тепло рук мастера, и отблагодарить мастера напрямую, а не кормить череду перекупщиков и кладовщиков.

И все-таки – платить или не платить?

Правильный ответ – как хочешь и сколько хочешь. «Донейшен» это замечательная система, позволяющая тебе регулировать творческое пространство вокруг себя, поддерживать тех музыкантов, мастеров, литераторов, фотографов и тыды, которых ты хочешь видеть и слышать. Давать обратную связь любимым художникам и поэтам, танцорам и актерам, массажистам и гейм-мастерам. И конечно же донейшен это не только деньги.

Прямая оплата самый простой способ выразить признательность, и масштаб благодарности от суммы не зависит. Меценат, полностью оплачивающий выпуск книги, запись диска или проведение фестиваля очень здорово поднимает уверенность в нужности того, что творишь. Но возможность прямосейчас купить струны или бумагу, проплатить хостинг или аренду зала важна ничуть не меньше. И копеечные отчисления порой складываются в нешуточные реки. Но деньгами все конечно же не ограничивается.

«Донейшен» - это любой дар, которым благодаришь, даришь благо. Организовать концерт, собрать публику, прибраться в зале после занятий, напоить музыкантов чаем, рассказать на своей страничке о мастер-классе или выкладке новой книги – тоже «донейшен». Подарить художнику нужные краски, фотографу камеру, путешественнику маршрут – тоже «донейшен». Дать обратную связь, рассказать, какое влияние произвела на вас песня или картина, сколько радости доставил урок или танец – тоже «донейшен»…

И, естественно, никаких «должен» и «надо». Творческий человек предлагает – ты берешь или не берешь. Нравится, радует, хочешь, чтобы человек работал дальше – даешь ему ту поддержку, которую можешь дать сейчас со свободной душой. Не нравится, не греет, не восхищает, нет сердечного отклика или возможности одарить – проходишь мимо. Все честно. Каждый тратит свои свободные ресурсы по своему разумению.

А как же халява, плиз? Если все захотят бесплатно читать, смотреть и скачивать, как быть бедным творцам, что они будут кушать? Вот здесь и срабатывает личная человеческая осознанность. Конечно, никто не умрет с голоду оттого, что некий Вася скачал альбом или бесплатно поплясал на танцполе, и ничего страшного в бесплатном сырке нет.

Даже если никто не станет платить ни за что, творческие натуры продолжат работу – они любят творить ради творчества и привыкли затягивать пояса. Но рано или поздно сработают законы бизнеса, штучное производство сменится конвейером, аудиторию частника отъест предприятие – просто потому, что сильнее и может. Не везде, конечно же нет – место перегоревших творцов займут новые энтузиасты. Но вокруг тебя – да-да, именно тебя - станет все меньше некоммерческого продукта. Бизнес, ничего личного.

Естественно, встает и обратный вопрос. Вот, я творец! Пишу стихи, рисую мангу, делюсь секретами выпечки пирожков и стрижки котиков, учу массировать пятки и массировать мысли. Вот моя карточка и мой счет. Почему мне никто не донейтит?!!!

Причин несколько.

Первая, очевидная - зачем ты творишь то, что творишь? Если намерен заработать, а не делиться даром - иди туда, где за твое творчество станут платить по фиксированной ставке. Путь "от сердца к сердцу" начинается потому, что невозможно стоять на месте. Хочется сделать мир лучше, донести до людей свое послание, вызывать резонанс, радость, восторг, быть услышанным и сказать так, чтобы тебя услышали.

Вторая, печальная – то, что ты предлагаешь в дар, не нужно даже даром. Возможно именно в этой точке пространства-времени на одного донатора приходится пять просителей, или все ресурсы собирает давнишний любимец публики. Или ты решил поторговать мороженым в Антарктиде, мацой на казачьем сходе, почитать стихи пьяным гопникам, сыграть пси-эмбиент в доме престарелых. Или твой продукт низкого качества и не обладает шармом, способным это прикрыть. Или тема твоего месседжа больше неактуальна.

Маркер глобальной невостребованности простой – твое творчество и твои призывы вяло игнорят. Не бранят, не хулят, не хвалят, не лайкают и не передают дальше. Обратная связь близка к нулю и даже друзья неохотно её дают. И решений тут (кроме забить на все и податься в менеджеры) два – либо радикально поменять форму и содержимое дара, либо быстро сменить площадку и поискать свою целевую аудиторию, публику, которой твое творчество будет по сердцу.

Третья причина, нередко сбивающая с толку людей, не уверенных в собственных силах – разовые провалы. Вроде все ок, публика реагирует, денежка капает, лайки лайкаются – и бах, на концерте два человека, на съемке десять просмотров, за новый роман сто рублей десятками. Что случилось?

Скорее всего – ничего. Точнее все, что угодно – дождь, ветер, скандал в благородном семействе, выход сезона «Игры престолов» или скачок курса доллара. Разовые провалы бывают у всех, это часть жизни вольных художников. Можно поанализировать и поискать конкретную причину, но скорее всего она не в тебе, не будь эгоцентристом. Если провалы станут повторяться – см. пункт выше, если нет – выдыхаем и живем дальше.

Следующая причина – неправильная работа с аудиторией. Дар – дело добровольное, никто никому ничего не должен. Как только аудиторию ставят в позицию должников, люди перестают платить, даже те, кто и рад бы был поддержать дарование.

Можно и уместно напоминать про «донейшен», публично благодарить донаторов, озвучивать свои нужды, делиться планами и идеями, рассказывать, на что пошли собранные деньги. Нельзя гениальничать, требовать, клянчить, ныть, хлопать дверьми, унижаться и принижать себя, кидаться банановыми шкурками в людей, которые могут (и хотят) тебя поблагодарить.

Ещё одна – осуждение. Люди, которые кушать не могут оттого, что где-то собирают на книжку или запись альбома. Они приносят свое бесценное мнение незнакомым людям на чужую территорию, обвиняют в алчности, нищебродстве, продажности, графоманстве и прочая – фантастически развита фантазия у борцов за справедливость. И отпугивают тех, кто хотел бы послушать и поддержать.

Что с ними делать? Ни-че-го. Вы озвучили «донейшен», но не обязаны брать то, чего не хотите брать. Не обязаны соответствовать чужим картинкам и представлениям о прекрасном, не обязаны слушать и тем более слушаться незнакомцев, даже разговаривать с ними в общем-то не обязаны. Пусть оставят свой дар себе, а вы двигайтесь дальше.

И, наконец, причина, с которой сталкиваются многие и многие – людям тупо неудобно сделать «донейшен». Им нравится, им интересно, они в совершенном восторге – но восторга не хватит на заполнение банковского платежа со всеми БИК и КС.

«Донейншен» лучше всего собирать, пока люди обрадованы, благодарны и хотят заплатить. Поэтому форма для оплаты должна быть удобной и быстрой. Несколько вариантов интернет-кошельков и банковских карт, номер телефона плюс способы выразить нефинансовую благодарность – помочь с сайтом, например, с рекламой, с проведением мероприятия. Чем дольше и дальше приходится бежать за творческой личностью, чтобы сказать «спасибо», тем меньше героев достигнет цели. А удобная форма платежа = уважение к донаторам.

«Донейшен» - территория взаимного доверия и контакта, естественных, искренних отношений. Зритель, слушатель, гость – не халявщик и не воришка, он человек, который пришел на зов твоего сердца, принять твой дар, срезонировать твоим мыслям, твоему творчеству. Мастер – не нищий и не рыночная торговка, если бы он хотел продавать, то назначил бы цену. Он делится – искренне от души, можно принять или отказаться, дать или не дать что-то взамен. И мир - твой, мой, наш - становится полнее и ярче.

Это легко - сделать творчество свободным. Созидать, делить, делиться, передавать дальше - даром. От сердца к сердцу. И никаких гвоздей!
Subscribe

  • Спляшем, Ника, спляшем!

    Совершила над собой немыслимое насилие - встала на восьмисантиметровые каблуки и вспомнила, что умею на них ходить. Недалеко и недолго, но тем не…

  • Ура, книжка

    Авоткому книжку Ники Батхен от издательства "СТиХИ"? Новинки лета, картинки от Виты В. и полная красота. Она уже вышла, на днях еду забирать свои…

  • Работа-работа, иди ко мне с Федота :)

    Ищу заказы. Что умею? Тексты. Инстаграм, Яндекс-дзен, статьи для журналов, порталов, сайтов. Медицина, косметология, история, литература, лайфстайл,…

promo nikab january 25, 2019 07:55 109
Buy for 200 tokens
Что я умею делать: Журналистика. Опубликовала более 1000 статей в журналах «ОК», «Шпилька», «Психология на каждый день», «Зооновости», «Наш собеседник», "ТаймАут", "Офис Магазин", «Мир Фантастики»,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments