Зачем вы читаете этот текст? Скорее всего затем, что уже написали книгу или несколько книг, мечтаете увидеть их напечатанными, получить деньги, признание и любовь аудитории. А издательства не разделяют ваших стремлений. Или вы не желаете с ними связываться.
Реально ли напечатать книгу самостоятельно и не прогореть? Да, более чем. Я, Ника Батхен, удачно собрала спонсоров и подписчиков на 4 бумажных книги и одну электронную и сейчас успешно собираю на 5ю бумажную. Книги вышли, остатки 3х тиражей раскупили, 1 допечатывали 2 раза, 1 разошлась менее чем наполовину, но со временем, полагаю, уйдет. Был и неудачный опыт – около 8 лет назад я попыталась выпустить сборник стихов за свой счет, потеряла большие деньги и не приобрела ничего, кроме массы огорчений и ценного опыта никогда больше так не делать.
Стоит ли печатать книгу самостоятельно? Нет, если вы пишете «форматную» и\или популярную литературу. Если вы работаете в издаваемых жанрах, создаете романы о попаданцах, ромфант, «экшен», пишете о кулинарных секретах или эффективных лайфхаках, и издательства шлют отказы, вряд ли вы сможете набрать читателей на книгу. Если вы (о, чудо!) набрали популярность, ваши «электронки» расходятся как горячие пирожки, сотни читателей взывают «хотим «бумагу», - имеет смысл повторить круг рассылки рукописей… или нанять команду, которая займется тиражами. Хранить дома и тем паче рассылать вручную несколько тысяч книг тот еще цирк. Самиздат – ниша для «неформата», авторов с небольшой, но устойчивой популярностью, блоггеров, путешественников, поэтов, кулинаров и мастеров. И оптимальный тираж здесь – от 50 до 1000 экземпляров.
Реально ли стать известным, выпустив книгу самиздатом? С вероятностью 99% - нет. У вас нет механизма раскрутки, нет опытных пиар-менеджеров, нет возможности оказаться в книжных магазинах в хорошей выкладке – стенды с самиздатом покупатели как правило обходят стороной. Если денег не жаль, вы можете купить себе литературную премию, пару рецензий и даже статью в литературном журнале. Но если читателю книга не нравится, никакие вложения ее не спасут. Реально – порадовать родных, друзей, верных фанатов, окупить вложения, расширить аудиторию, подрастить популярность, потусить на презентациях и встречах, порадоваться книге на полке… Или попасть в яблочко читательских чаяний, как повезло «Гарри Поттеру и методам рационального мышления».
Не постыдно ли это – печататься за свой счет? Само по себе – нет. Во-первых границы сейчас размылись, так поступают даже популярные авторы, печатающие что-нибудь «для себя». А во-вторых печать по подписке или за счет спонсоров имеет богатые, вековые традиции. До начала эпохи СМИ жить за счет книг могли считанные везунчики, способные писать по 3-4 успешных романа в год. За свой счет выпускали первые книги Гумилев и Шарлотта Бронте. Что не зазорно классикам, не зазорно и нам. Тем не менее, лучше, чтобы хотя бы 50% тиража кто-то оплачивал – мистическим образом оно способствует успеху.
Что нужно для успешного выпуска книги?
Аудитория. Ваша собственная читательская аудитория, которой нравятся ваши произведения. Возможно с запуском проекта она расширится, но изначально рассчитывайте на ваших подписчиков. Организуйте опрос читателей, выясните, сколько из них хочет приобрести вашу книгу, и исходя из этого рассчитайте тираж, добавив 25% на подарки и опоздавших. Если подписалось и готовы платить 150 человек, можно заказывать 200 книг, если подписалось 10, неразумно заказывать 1000. 10-30% подписавшихся откажутся от приобретения, но 10-20% читателей в последний момент решит, что хочет книжку :)
Материал. Тексты, которые нужны публике. Отвечают на запрос публики, решают ее запросы или проблемы, вдохновляют, веселят, учат, вызывают желание читать дальше и передавать интересное друзьям и соседям. Текстов понадобится много. Стартовый объем книжек стихов и детских книг – от 2 авторских (80 тысяч знаков), научпопа, лайфхаков, трэвелблоггинга, подростковых и взрослых книг – от 4-5 авторских листов. Выпускать «мое первое стихотворение» или «мой первый рассказ» неосмысленно. Желательно, чтобы к моменту старта проекта книга была уже написана и вычитана.
Техника. Если вы продаете тексты, они должны соответствовать уровню выпускника средней школы, желательно отличника. Т.е. быть написаны без особых грамматических, пунктуационных и прочих ошибок. Если по русскому у вас тройка – придется нанять корректора и\или редактора, или доверить вычитку другу «граммарнаци». Если вы не умеете верстать – понадобится верстальщик. Если нужны иллюстрации и красивая обложка – художник. Хороший художник, создавший визуальный образ вашего извините месседжа – половина успеха книги.
Деньги. К моменту, когда книга отправится в типографию, у вас на руках уже должна быть дебетовая сумма, перекрывающая расходы на ее публикацию. Долги и кредиты на выпуск тиража – верный путь к финансовому провалу.
Адекватный запрос. Надежда заработать миллионы на самостоятельном выпуске книги – тщетна. Отбить свои расходы – реально, заработать 10-20% от стоимости тиража – вполне возможно, 50% - не исключено, больше маловероятно. Но шансы пролететь тоже остаются, особенно если вы беретесь за дело впервые. Будьте готовы к тому, что ваши деньги к вам не вернутся, не вкладывайте в книгу последнее.
Знакомство с издательским процессом. Неопытного автора охотно надуют, задерут цену, навяжут платные допуслуги, уговорят на «виньеточки», «кожаный переплет» и «выкладку в ведущих книжных», задержат тираж, устроят массу иных неприятностей, а то и вовсе кинут на деньги. Поэтому сотрудничать следует только с проверенными издательствами. В любом случае убедитесь, что цена за тираж адекватна и за углом не печатают вдвое дешевле. Подпишите договор с датами выхода и штрафными санкциями, если в типографии к моменту выхода тиража внезапно случатся пожар, потоп, землетрясение и роды соседских кошек. Если искать вам лень, и вы хотите точно получить результат – воспользуйтесь https://ridero.ru/ - это не самый дешевый и не самый интересный, зато гарантированный вариант, вам рассчитают честную цену и непременно пришлют ваши книги.
1Расчет стоимости. Цена книги складывается из тиражности (чем больше тираж, тем меньше стоимость экземпляра), формата А4, А5 или иного, объема книги, качества бумаги и обложки, наличия цветных иллюстраций, вкладок и прочая. Туда же входит оплата корректору, редактору, художнику, верстальщику, доставка вам. Почтовые расходы обычно ложатся на плечи читателей, их лучше предупредить заранее или организовать самовывоз. Средний читатель готов заплатить за книгу стоимость 1-5 чашек кофе (100-500р), продать 5 книжек по 100р намного проще, чем 1 за 500. Стоимость вашей книги (хотя бы примерную) лучше выяснить заранее.
Бухгалтерия. Собранные в одном месте и продублированные в «облаке» данные – поименный список читателей, заказавших книгу, оплативших книгу, получивших книгу, их адреса и способы связи. Договор с издателем, расчеты с корректором, художником и прочая. Верстка и иллюстрации. Чем больше объем и выше тираж у книги, тем больше путаницы может возникнуть.
Готовность к неудачам. Даже если у вас есть большая аудитория, поддержка и канал сбыта, что-то может пойти не так. Деньги не соберутся, подписчики проигнорят, тираж не раскупят или испортят в типографии. Так бывает – самиздат увеличивает риски. Но не отчаивайтесь – получится в следующий раз.
Персональный помощник\и. Человек или люди, которые пройдут с вами весь процесс от первого «ребята, я выпускаю книгу» до последней посылки. У вас скорее всего случатся периоды разочарования и уныния, неверия в свои силы, нагрянет факап с тиражом, иллюстрациями и т.д. Если вам есть с кем посоветоваться, это сохранит ваши нервные клетки и убережет от опрометчивых поступков.
Где взять деньги на книгу? Хороший вопрос. Делать тираж полностью за свой счет имеет смысл лишь в одном случае – если вы от чистого сердца готовы расстаться с деньгами, чтобы потешить свое авторское самолюбие, сделать подарки родным и друзьям.
Можно поискать грант на книгу. Поучаствовать в конкурсах и фестивалях, обратиться к региональным писательским организациям, в мэрию, в землячество, объединение людей вашей социальной группы и т.д. Если книга прославляет родной край, помогает детям, молодежи, людям с ограниченными возможностями, содержит бизнес-идеи и т.д. ее могут и проплатить. И достаточно много конкурсов публикует победителей или дает им сертификаты на публикацию. Я однажды выиграла грант на книгу и однажды существенную сумму на «Планете», но не сумела их реализовать по не зависящим от меня обстоятельствам.
Можно поискать меценатов или спонсоров. Дать публичный запрос в своем блоге, обратиться к друзьям, коллегам, читателям и почитателям. Найти платформу, организацию, фирму и прочая, кому может быть интересна книга – как корпоративный подарок, площадка для рекламы и прочая. Я встречала книги, спонсированные производителями снаряжения, велосипедов и фототехники :) Вас могут поддержать по доброте душевной, из интереса, из любопытства… и потому, что ваши книги понравились :)
Можно собрать подписку – этим не брезговал даже Пушкин. Вы уже знаете примерную себестоимость экземпляра – предложите читателям выкупить книги заранее по себестоимости или с приятным бонусом (открытка, «электронка», аудиокнига, неопубликованное произведение и т.д.). Если читатели оплатят 50% тиража – он рентабелен. Чтобы читатели хотели купить вашу книгу, публикуйте отрывки и иллюстрации, общайтесь с людьми, делайте им интересно :)
Можно воспользоваться Патреоном. Или иными площадками, где возможна регулярная поддержка авторов, запустить Яндекс-Дзен или иной блог, где платят за публикации, продавать электронные книги – и потихоньку наработать на вожделенный бумажный тираж.
Краудфандинг – плюсы и минусы. Собрать деньги на книгу на одной из площадок краудфандинга вполне реально. Но следует учесть все факторы.
Минусы краудфандинга на площадке:
• 20-40% сбора уйдет площадке, на комиссии, переводы и сопутствующие расходы, что удорожает издание.
• Вы окажетесь среди множества авторов, желающих того же, что и вы. И понадобятся нешуточные усилия, чтобы выделиться и отъесть свой кусочек аудитории.
• Вам придется потратить несколько месяцев на рекламную кампанию, регулярно поддерживать активность, делать продающие посты и уговаривать друзей их репостить, изобретать информоповоды и т.д.
• Вам понадобятся дополнительные бонусы, сувениры и мерч для поддержки активных донаторов.
• Если денег не соберется – вы не получите ничего, кроме испорченного настроения.
Плюсы краудфандинга на площадке:
• Вы не морочитесь с налогами и переводами.
• Вы имеете шанс понравиться аудитории и собрать больше заявленной суммы.
• Вы приобретаете дополнительную популярность читателей и фанатов.
• Вы изучаете запросы большой аудитории и понимаете, что ей нужно.
Выбор за вами.
Алгоритм действий.
1. Написать книгу.
2. Подготовить ее к печати (вычитка, верстка, иллюстрации и т.д.).
3. Написать 1-2 аннотации и 1-2 рекламных поста для размещения в блогах. Аннотации и посты должны быть короткими (до 1-2000 з), точно передающими суть книги и красиво проиллюстрированными. Желательно приложить отрывок или главу из книги.
4. Рассчитать примерную стоимость книги в зависимости от тиража.
5. Найти надежное издательство и обсудить с ним все нюансы.
6. Найти страховочную сумму (30-50% стоимости тиража).
7. Найти счета и кошельки, на которые будут собирать деньги (2-3 хотя бы). Учесть процент за вывод и\или обналичку.
8. Разобраться, как книги попадут к заказчикам и читателям (даже у отправки почтой 100 книг есть нюансы).
9. Начать подписку на тираж, с указанием способов предоплаты. Устроить небольшую рекламную кампанию. Попросить друзей и читателей делать репосты. Завершить в течение +-30 дней.
10. Отправить макет в типографию.
11. Получить книги.
12. Разослать книги читателям и почивать на лаврах.
Почему сбор не пошел?
Многие (и я в том числе) сталкивались с ситуацией, когда желание выпустить книгу есть, книга есть, но спонсоров нет, читатели ее не поддерживают и платить за издание не хотят. Первая мысль автора «ааааааа!!!!!! Я бездарь, книга никуда не годится и никому не нужна». Возможно у вашей книги действительно небольшая аудитория… Или ее публикации помешала масса иных причин.
1. Завышенная цена издания. Вы выпускаете книгу в сафьяновом переплете на атласной бумаге, с иллюстрациями Глазунова и аннотацией Донцовой, заложили достойный уважения гонорар и получили такую сумму, которую не готовы платить даже верные поклонники автора. Или издательство заломило непомерную цену или процент площадки неприлично высок… Возможно стоит поискать более бюджетные варианты выпуска.
2. Неудачное время для публикации. Если ваша книга – милейшие сказки или славные истории – она прекрасно пойдет под Рождество и Новый год. Если это стихи или истории о любви – их охотней раскупят весной. Если это увлекательный роман с приключениями – разберут летом, в сезон отпусков. Но как правило в канун праздников, начала и конца отпускного сезона, перед началом школы у людей меньше денег. А летом и в каникулы многие проводят часть времени на природе, дачах и т.д. с плохим инетом и просто не услышат ваши призывы. Плюс к тому вас может подкосить скачок доллара, кризис в экономике вообще или конкретной отрасли.
3. Неудачная площадка для сборов. Как показывает мой опыт, одни и те же тексты собирают совершенно разные суммы и получают совершенно разную поддержку на разных площадках – у ВК, ФБ, ЖЖ, Литнета, Яндекс-Дзена и т.д. разная аудитория. Стоит пробовать выкладывать разные тексты на разных площадках и смотреть, где что пойдет.
4. Неудачная обложка, аннотация, рекламные посты и иллюстрации. Книга смотрится унылой, жестокой, скучной, производит не то впечатление, которое хотел автор, выглядит жалкой или дешевой. Собирать подписку – не значит просить милостыню, вы предлагаете желающим оформить ваш товар по предоплате, не более того.
5. Непопадание в аудиторию. Ваши читатели – молодежь, путешественники, минималисты, они предпочтут хорошую электронку «пылесборнику» на полке. Они охотно прочтут вашу книгу и возможно дадут донейшен, но «бумага» им не нужна. Это же относится к большинству произведений развлекательного жанра. Если в наши дни на полках стоят книги – это классика, детские книги, стихи, учебники, пособия по специальности, и 2-3 самых любимых издания. И да, очень важно отыскать «своего» читателя, знать, сколько ему лет, где он живет, что предпочитает читать у вас.
6. Просто не повезло. Так тоже бывает – звезды встали не так, поток внимания аудитории устремлен в другую сторону, вы недостаточно в себя верите или отягощены иными проблемами. И потенциально успешный проект – не удается.
Главное – не отчаиваться и продолжать. Однажды пазл сложится, обстоятельства соберутся, ваша книга увидит свет и обрадует и вас и ваших подписчиков. Удачи вам, дорогие авторы! И помните – у каждой книги на свете есть свой читатель.
Journal information