Ника Батхен (nikab) wrote,
Ника Батхен
nikab

Category:

Как издать книгу за счет читателей и не прогореть?

Хочу поделиться своим опытом (5 изданных самостоятельно книг, из них 4 успешно) и опытом десятков авторов, за которыми я наблюдаю в последние годы. Тенденция становится выраженной – малотиражные (100-1000 экз) книги публикуются не за счет издательств и не за счет самих авторов, а на деньги читателей, заинтересованных в бумажной версии любимых произведений.

«Народные» книги бывают самыми разными – от роскошных иллюстрированных фолиантов в твердых переплетах, на мелованной бумаге, до тоненьких брошюр в мягкой обложке, напечатанных чуть ли не на принтере. Что у них общего – активная и платежеспособная целевая аудитория. Читателям нужны книги, и они готовы не только платить за них, но и поддерживать издание всеми доступными способами от разработки программы краудфандинга до корректуры и верстки.

В чем разница между подобными проектами и печатью за свой счет?

В реальной востребованности. Вкладывая свои деньги, автор зачастую не занимается анализом рынка, спроса и финансовых возможностей своей ЦА. В лучшем случае он просто печатает небольшой тираж в первой попавшейся типографии и за несколько лет частично распродает, частично раздаривает его по друзьям и районным библиотекам. В худшем издательства, специализирующиеся на платных услугах, стригут его как овечку, предлагая «продвижение», «выкладку», «рецензии в прессе», «номинации на премии» и так далее. Купить бесспорно можно всё, но за свой счет обычно приобретают лишь виагру для самомнения.

В чем разница между подобными проектами и работой с обычным издательством?

В возможности взять все процессы под свой контроль. Автор сам рассчитывает желаемую стоимость тиража и сумму своего гонорара, сам выбирает формат, дизайн, иллюстрации и верстку, вычитывает корректуру, общается с аудиторией, занимается продвижением. И получает чистый доход без посредников. Да, если он ошибается, только ему расплачиваться за ошибки. Но и все победы принадлежат ему и его команде.

В чем разница между подобными проектами и продажей электронных книг?

В том, что на интересных электронных книгах можно заработать намного больше практически без вложений или с вложениями в рекламу на первом этапе раскрутки. Бумажная книга ценна как предмет, как сувенир, как определенный итог труда, ее изготовление требует более или менее существенных расходов и хотя бы базовых представлений об издательском процессе. Электронную книгу может выпустить любой желающий. Но на мой вкус хорошим тоном в наши дни является параллельный выпуск электронной и бумажной версий с выдачей электронки каждому, кто приобретет «бумагу».

С чего следует начать при выпуске книги за счет читателей?

С нескольких честных ответов. Зачем хочется выпустить именно бумажную книгу (повторюсь, больших денег она скорее всего не принесет)? Чем именно будущая книга интересна вашим читателям, что она им дает? Кто является потенциальной целевой аудиторией книги? Какова популярность автора на данный момент и есть ли потенциал для роста?

Надежда, что вы выставите свою книгу на краудфандинговую платформу, опубликуете на нескольких сайтах самиздата и миллионы читателей незамедлительно оценят какой вы гений, сами понимаете тщетна. Да, бесспорно, в процессе раскрутки вы можете несколько увеличить актуальную аудиторию… а можете и распугать ее, утомив бесконечными просьбами пиара и денег. Рассчитывать можно только на тех читателей, которые есть у автора в настоящий момент – или сперва раскрутить себя и электронку, а потом выпускать тираж.

Если ваше произведение собирает сотни репостов, лайков и комментариев – да, бесспорно имеет резон заняться выпуском бумажной книги.

Если их десятки (у меня десятки) – можно закинуть удочку и рискнуть или не рискнуть по итогам.

Если ваши произведения собирают по три лайка – от мамы, девушки и подружки с детского сада – увы.

По моим наблюдениям охотно раскупаются «читиздатовские» книги медийных персон, блогеров-тысячников, популярных психологов, коучей, экстремальных фотографов и путешественников, иногда «выстреливают» авторские миры, детские книги и сборники стихов, довольно интересными оказываются автобиографии узких специалистов (врачей, ветеринаров, риэлторов и т.д.), ветеранов войн и людей, переживших катастрофы. Ваша книги из их числа? Будет проще :)

Каков порядок действий?

Составить и вчерне подготовить к печати книгу.

Т.е. назвать книгу, ее части или главы, скомпоновать текст постранично, выровнять шрифт, заголовки, формат страниц, вставить оглавление, убрать иллюстрации (их прикладывают к тексту отдельными файлами), убрать двойные пробелы и пустые абзацы, пройтись по тексту спеллером и вычистить явные орфографические ошибки. Подсчитать количество знаков (40.000з = 1 авторский лист). Для детской книги нормальный объем 0,5-4 ал; для поэзии – 1-3 ал или 60-100 стихотворений; для сборника малой прозы 4-10 ал (в мягкой обложке не более 5-6), для романа до 20 ал, дальше книга будет выглядеть кирпичом.

Узнать стоимость выпуска книги.

В нескольких форматах – в стандартном книжном, в карманном, в твердом и мягком переплете, на более и менее плотной бумаге, и в нескольких тиражах (чем больше тираж, тем дешевле экземпляр). Учтите, что нестандартный формат, твердый переплет, цветные иллюстрации и вкладки удорожают печать. В разных типографиях вам предложат разную цену и разные дополнительные услуги (дизайн, иллюстрации, корректуру, верстку, ISNB (регистрацию в книжной палате), продвижение, рецензии и т.д.). Из предложенного я однозначно советую верстку в том издательстве, где вы будете публиковаться. Если книга «полностью упакована» и готова к печати, можно обойтись услугами типографии. Если хочется славы, внимания и продвижения, лучше сотрудничать с небольшим издательством, которое освещает вышедшие у них книги, делает рецензии, выдвигает на премии и т.д.

Подсчитать все остальные расходы

Доставку тиража из типографии к вам домой или аренду склада. Услуги иллюстратора, корректора, редактора и т.д. (если вы нанимаете их сами). Долю краудфандинговой площадки, если вы будете ей пользоваться. Сложите все расходы и получите итоговую стоимость тиража. Добавьте ваш гонорар, разделите на число книг и получите примерную цену одной книжки. Оцените, готова ли ваша аудитория платить такие деньги за книгу. Можете сделать опрос, поговорить с фокус-группой или друзьями. В норме средний читатель готов выложить 200-500, изредка до 1000 р за книгу, больше - только за уникальные или узкоспециальные издания. Если сумма получается слишком большой, лучше удешевить стоимость экземпляра до адекватной.

Подготовить почву

В течение нескольких недель или месяцев время от времени беседовать с читателями о будущей книге и ее перспективах, выкладывать отрывки, иллюстрации, делать опросы, поддерживать интерес к будущему проекту. По реакции ЦА станет ясно, готовы ли читатели проспонсировать книгу, или их это на данный момент не интересует. Если реакция прохладна – это ни о чем не говорит, возможно спустя несколько месяцев все изменится. Если реакция горяча – стоит учесть, что часть энтузиастов, увы, откажется от идеи в процессе работы над книгой.

Прозондировать почву

Сделать пост с предложением выпустить вашу книгу – таким-то тиражом, в такой-то обложке и прочая. Честно расскажите читателям, почему вам важна эта книга, зачем вы хотите увидеть ее напечатанной. Укажите минимальную сумму, необходимую для выпуска книги, и цену одной книжки со скидкой за предзаказ. Поинтересуйтесь, кто готов выкупить сколько-то экземпляров, кто готов бескорыстно поддержать выпуск книги любимого автора. Мотивируйте людей в этом участвовать, обсуждать и репостить. И спустя 3-4 дня подведите первые итоги. Если люди готовы выкупить 50% заявленного тиража или собрать 75% стоимости печати, имеет смысл запускать проект. Идеально, если находятся спонсоры, желающие профинансировать существенную часть тиража.

Запуск проекта

Выберите платформу для сбора денег. Можно воспользоваться своим блогом, страничкой «я.собе.ру», «патреоном» или иной платформой, где читатели донатят авторам за бонусы и подписку. Можно запустить сбор на одной из краудфандинговых платформ – там намного больше аудитория, но довольно существенный процент суммы остается посреднику.

Подумайте над вознаграждениями для спонсоров и активных подписчиков – автографы, иллюстрации в рамках, сувениры, благодарности на титульном листе или в блоге, интервью, встреча или ужин с автором. Обязательно благодарите тех, кто вам помогает.

Выберите подходящее время для запуска. Январь обычно мертвый месяц, у людей мало денег. Перед крупными праздниками люди охотнее делают подарки (в т.ч. любимому автору) и охотно заказывают книги в подарок (детские к Новому году, например). В начале лета копят на отпуска. И т.д.

Убедитесь, что людям легко и удобно переводить вам деньги с разных карт разных банков, а вы без потерь переведете их на счет издательства или типографии. Краудфандинговые платформы решают проблему сами, в ином случае следует все просчитать.

Если вам надо собрать большую сумму (50.000 р и более), делать громкую рекламу, решать вопросы вне сферы вашей компетенции и т.д. – соберите команду из 2-3 заинтересованных лиц, которые поддержат вас, помогут с продвижением и раскруткой проекта. Можно воспользоваться поддержкой дружественной или тематической группы, сообщества, вступить в коллаборацию с другими авторами. Если не находится ни одного заинтересованного человека – лучше отложить запуск.

Сделайте первый пост о событии в прайм-тайм (в то время, когда ваша аудитория активнее всего читает ваш блог).

Ура, самое страшное позади!

Сбор денег

По горькому опыту советую – ведите подробную бухгалтерию. Заведите специальную таблицу с указанием всех данных – кто именно заказал сколько книг, сколько денег за это заплатил, нужны ли ему какие-то вознаграждения, способ связи (соцсети, телефон и т.д.) и заносите туда каждый платеж.

Если спонсор хочет внести существенную сумму лично, поговорите об этом. Обсудите, что именно он хочет получить за свои деньги и почему. С незнакомыми людьми лучше составить договор или хотя бы зафиксировать договоренность в переписке. С «бывшими», безумно влюбленными и неадекватными людьми лучше не связываться ни за какие деньги.

Регулярно (2-3 раза в неделю) поддерживайте интерес читателей к книге – сообщайте об успехах и достижениях, показывайте новые иллюстрации, рецензии, отзывы, делайте мотиваторы, поощряйте дискуссии. Обязательно сообщайте, как идет сбор, сколько собрано и сколько еще осталось. Не следует запускать ежедневные личные рассылки, собирать людей в группы против их желания и заниматься спамом – людям это не нравится.

Если сбор застопорился, идет медленно и печально – не отчаивайтесь и не показывайте свое отчаяние. Если появляются хейтеры и недоброжелатели, обвиняющие вас в чем ни попадя – подключайте банхаммер и никого не слушайте.

Если в течение месяца не собирается 25% от стоимости печати – лучше остановить проект до лучших времен и разослать деньги обратно. Не судьба, повезет в следующий раз.

Если собрано 30-50% стоимости печати, нужно изыскать способы добыть недостающую сумму. Возможно стоит обратиться с личной просьбой к тем, кто изъявлял желание поддержать проект, но до сих пор этого не сделал. Попросите о репостах и отзывах, расскажите еще раз, почему для вас так важна книга и вы не готовы отказаться от мечты. Придумайте новые вознаграждения, аукцион или концерт в поддержку книги. Если не хватает небольшой суммы – имеет смысл вложить свои деньги, рано или поздно они окупятся. Кстати в любом случае, стоит иметь на кармане 10% от цены тиража на непредвиденные расходы.

Если сбор начинает перекрывать заявленную сумму, прикиньте, сумеете ли вы увеличить тираж или возможности вашего издательства не позволяют. Возможно вы продешевили и это следует учесть при формировании отпускной цены :)

Деньги собраны

Настало время печати. Самое важное для вас на этом этапе – окончательно выбрать издательство, составить с ним договор и запустить книгу в печать. Да, у вас уже было предварительное решение, но без аванса с вами никто работать не станет. Что нужно учесть?

Чем крупнее издательство, тем меньше вероятность, что оно вас кинет и тем дороже его услуги. Чем мельче издательство, тем выше фактор неопределенности и тем дешевле вам обойдется печать. Издание по дружбе у знакомых выйдет дешевле всего, но по-дружески вам могут затянуть сроки или не исправить ошибки печати… Или кинуть – единственный раз, когда я попала на деньги, я попалась на доверии к хорошему знакомому.

Выбирайте издательство оптимальное по соотношению цена-качество. То, где вам выставят адекватную цену и не попытаются обмишулить навязанными услугами, где не будут ни хамить вам, ни льстить без меры. Я, несмотря на печальный опыт, предпочитаю работать с друзьями, вам же советую ту контору, которая заинтересована получить заказ и выполнить его.

Обязательно проверьте, есть ли отзывы на издательство, не относится ли оно к одной из многочисленных мошеннических контор. Поспрашивайте у коллег и знакомых – возможно они порекомендуют вам издательство, с которым сотрудничали сами.

НЕ ПЛАТИТЕ НИ КОПЕЙКИ БЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Заключайте договор в издательстве, в кабинете сотрудника, а не с непонятным дяденькой в кафешке – мало ли кто за кого себя выдает. Договор внимательно прочитайте, лучше вместе с кем-то из вашей команды. Убедитесь, что вы случайно не передаете права на текст или не должны заплатить еще кучку денег за золотое тиснение на форзаце. Удостоверьтесь, что сроки исполнения обозначены четко и штрафные санкции за срыв сроков, брак и т.д. тоже прописаны. Лучше, если вы вносите деньги в два платежа – половину при заключении договора, а вторую по факту сдачи готовых книг.

Вы должны сдать в издательство текст в формате док или докс, с полной разметкой глав, примечаниями, подписями, где должна быть какая иллюстрация и т.д. Формат иллюстраций и обложки вам скажут в издательстве. Следует учитывать, что сканы или копии рисунков, или фото могут оказаться слишком низкого качества, и понадобятся оригиналы или переформатирование. Верстку обложки лучше доверить издательству.

Вам должны прислать вычитанный и сверстанный пдф-файл книги для сверки и (оговаривается) продемонстрировать сигнальный экземпляр. Если вы не настояли на высылке пдфки для сверки или невнимательно ее прочли – увы, это и ваши ошибки тоже. Обязательно сохраните у себя итоговую пдфку на случай споров или конфликтов. К тому же она легко переформатируется в электронную книгу.

В оговоренный срок вы получаете ваши книги (задержка на 1-2 недели вполне возможна, дальше советую включить санкции или пригрозить ими). Обязательно проверьте книги при получении и верните бракованные экземпляры – их обязаны заменить. Если издательство идет на конфликт, а у вас на руках подписанный договор, по которому вы правы – будет хлопотно, но до суда дело доводить скорее всего не станут. Если договора нет… вы моих ошибок не повторите :)

Все, вы достигли финишной прямой. Дальше вам светит пара-тройка веселых дней на почте с рассылкой всего этого счастья (рекомендую отправлять за счет получателя), парочка презентаций и встреч с поклонниками – и можете наслаждаться осознанием пройденного этапа и книгой на полочке. Если вы почувствуете разочарование и опустошение – это нормально и временно. Вы возлагали на книгу слишком много надежд, порадуйтесь хотя бы тому, что успешно завершили проект. Пройдет пара недель и радость вернется.

Сколько вы заработаете? На самой книге – не слишком много. В среднем – стоимость тиража, может немного больше или меньше. Часть книг будет раздарена, потеряется на почте, окажется залитой чаем или помеченной котом. А оставшиеся могут распродаваться несколько месяцев, а то и год. Но возможно издание привлечет к вам новых читателей и фанатов, следующая книга выйдет более серьезным тиражом, читатели начнут покупать электронку, донатить за новые тексты или заказывать их.

Как продавать книги? Самостоятельно, через соцсети, встречи с читателями, фестивали, концерты и лекции. Если вы хорошо выглядите и обладаете актерским мастерством, можно записать видео с чтением отрывков, если у вас есть талантливые друзья, можно сделать буктрейлер. В продвижение с помощью СММ я бы не вкладывалась – личные рекомендации на мой взгляд работают лучше.

А слава? Миллионный контракт от ЭКСМО на золотом блюдечке вам скорее всего не принесут. Но вы привлечете внимание, возможно вас упомянут в прессе или на профильных сайтах, появятся рецензии в соцсетях и на сайтах с отзывами, люди станут интересоваться другими вашими произведениями.

А если что-то пойдет не так? Издательство обанкротится или откажется выполнять свои обязательства, тираж сожрут мыши или он утонет под дождем (у меня однажды утонуло полсотни книжек на фестивале), деньги уведут с карточки, произойдет еще тысяча неприятных вещей… Да, и подобное может случиться. И ничего страшного, даже на президенте в процессе инаугурации могут лопнуть штаны.

Идете к своим читателям и честно рассказываете, что с вами произошло и почему. Просите подождать (если есть шанс положительного исхода) или готовитесь возвращать деньги (поэтому я рекомендую не затевать проекты, за которые вы не сможете рассчитаться в 2-3 зарплаты). Скорее всего вас поймут и поддержат. И ваша книга однажды окажется напечатана – пусть и не в этот раз.

Удачи в нелегком, но весьма увлекательном литературном пути!
Subscribe

  • Что делать поэту с маленьким талантом?

    Бывают поэты, которые рождаются гениальными. И как только начинают писать, пишут так, словно бог шепчет им на ухо – Цветаева, Рембо и многие другие…

  • Спич о платных публикациях

    Выбесил меня нынче один «представитель издательского дома» предложивший мне – МНЕ!!! – платную публикацию в своей помойке. Причем цена настолько…

  • Выбор

    Поэзию всегда готовят с кровью – Прозрачной, черной, алой, голубой. Летает Слово голубем над кровлей, Звенит в груди серебряной трубой, Корячится…

promo nikab january 25, 2019 07:55 109
Buy for 200 tokens
Что я умею делать: Журналистика. Опубликовала более 1000 статей в журналах «ОК», «Шпилька», «Психология на каждый день», «Зооновости», «Наш собеседник», "ТаймАут", "Офис Магазин", «Мир Фантастики»,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment